Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

метко передают крылатые выражения: «Смысл жизни не в том,

чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы иметь их»

(М. Зощенко) или «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

3. Нигилистический вид (8,5 %). Этот вид объединил утверждения, в которых сквозит пренебрежительное отношение к смыслу жизни, отрицание его наличия. Личность с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

4. Аксиологический вид (10,5 %). Этот вид образовали утверждения, фиксирующие ценностное отношение личности к смыслу жизни. Эти утверждения преподносят такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека», «потеря человеком смысла своей жизни – серьезная жизненная трагедия для него»).

5. Гедонистический вид (8,3 %). Этот вид представлен тверждениями, согласно которым смысл жизни зависит от удовлетворения широкого спектра человеческих потребностей. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения – неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ и наслаждений («смысл жизни, наверно, в тех наслаждениях и радостях, которые дарит человеку жизнь», «в жизни человека нет иного смысла, кроме как исполнение им всех своих желаний»).

6. Аскетический вид (4,1 %). Здесь собраны утверждения, семантика которых замыкает смысл человеческого существования на стоическое принятие страданий и негативных проявлений жизни. Кроме того, содержание данного вида составили утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид (4,9 %). В нем основное содержание задают формулировки, в которых смысл человеческой жизни явно или неявно ассоциируется с категорией «счастье». В данном

случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье («счастье является высшим смыслом человеческой жизни», «смысл человеческого существования заключается в постоянном стремлении к счастью»).

8. Глористический вид (7,6 %). В нем оказались утверждения, в которых смысл человеческой жизни связан с достижением общественного признания и с восхождением к лучам славы. Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности («уважение и почет со стороны окружающих и есть тот жизненный смысл, которого достойна настоящая жизнь», «достигший славы и всеобщего признания человек наверняка осуществил смысл свой жизни»).

9. Деонтологический вид (7,8 %). Здесь объединились утверждения, обнаруживающие убежденность респондентов в том, что смысл жизни придает определенный жизненный долг или жизненная миссия, которую человеку предстоит выполнить. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным путем («смысл человеческой жизни заключается в исполнении того жизненного долга, который человек принял для себя»,

«смысл человеческой жизни следует понимать как выполнение взя-

той на себя жизненной миссии»).

10. Гуманистический вид (7,1 %). В данном случае смысл жизни формулируется через соотнесенность жизни данной личности с судьбами отдельных людей, микросоциального либо макросоциального окружения, а в некоторых случаях – всего человечества. Прямым источником гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим людям

(«быть полезным людям», «служение людям», «улучшение жизни окружающих»).

11. Виталистический вид (6,4 %). Он объединяет утверждения, имеющие в основе следующий лейтмотив: смысл человеческого существования состоит в том, чтобы выжить. При таком понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание»,

«конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

12. Фаталистический вид (8,15 %). Данный вид представ-

< Назад | Дальше >