Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

мнению, жизненный путь личности структурирован на элементарные единицы – события. Однако специфика воззрений С. Л. Рубинштейна на структуру жизненного пути заключается в том, что не каждое изменение жизненных обстоятельств он называет событием. «В ходе индивидуальной истории бывают и свои «события» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [57, с. 248]. Судьбоносность, то есть способность события зримо повлиять на жизненный путь личности, можно считать объективным критерием настоящего события.

Кроме того, настоящее событие должно соответствовать субъективному критерию. Настоящее событие должно найти отклик во внутреннем мире личности, отразиться в личностных переживаниях по поводу жизненного пути. Поэтому внешним событиям обязательно корреспондируют переживания личности, из которых слагается история ее внутренней, душевной жизни. «Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» [56, с. 15]. В силу способности затронуть личность, породить субъективные переживания биографический факт становится фактом психическим. «Переживание это первично, прежде всего – психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер» [56, с. 13–14]. Внешнее событие стимулирует внутренние переживания потому, что о

но небезразлично для реализации смысла жизни и жизненных ценностей личности. В переживании личности отражены не столько объективные свойства события, сколько отношение этих свойств к смыслу и целям жизни. Поэтому способ переживания человеком тех или иных жизненных ситуаций весьма хорошо демаскирует его личностные качества, смысл жизни и ведущие ценности. В способах переживания жизненного пути рельефно проявляется личность как субъект жизни.

«Разные люди потому по-разному переживают ситуации, относятся к ним так или иначе, что они сами, их присутствие в ситуации объективно изменяет соотношение сил в ней» [58, с. 357]. Другими словами, переживание репрезентирует личностный смысл событий жизненного пути человека. «В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем

отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни . . . Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно-значимым для него» [56, с. 14]. Переживание обладает побудительным потенциалом, который проявляется в событиях-поступках личности. Событием является только такое изменение, которое было инициировано, реализовано самой личностью и резко переломило расстановку сил в ее жизни.

Итак, событием становится не всякий сдвиг в жизненных обстоятельствах, а только такое их изменение, которое возымело субъективное значение и побудило личность к преобразованию собственного жизненного пути. Не каждое изменение объективных условий жизненного пути становится настоящим событием для личности, а лишь в зависимости от личностного смысла этого изменения.

«Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности» [56, с. 14–15]. Значимость события в масштабе индивидуальной биографии оценивается по сочетанию объективного и субъективного критерия.

Нетрудно догадаться, что С. Л. Рубинштейн различает два вида жизненных событий – внешние и внутренние. Такой способ классифицировать события не новый и был использован до него, например Ш. Бюлер. В концепции Ш. Бюлер внешние и внутренние события тянутся параллельными рядами и никогда не пересекаются. Качественное отличие концепции С. Л. Рубинштейна в том, что в ней вскрыта диалектика внешних и внутренних событий. Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его поворотными пунктами – внешними событиями. Внутренние события являются следствием субъективации внешних событий; внешние события являются результатом объективации внутренних событий. Именно так выглядит диалектика внешних и внутренних событий с точки зрения принципа детерминизма. Этот принцип был сформулирован отечественными психологами и явл

яется важным достижением отечественной психологии жизненного пути. Он гласит: внешние события действуют через внутренние условия и тем самым побуждают личность себя изменять.

В работах С. Л. Рубинштейна намечены важнейшие проблемы, стоящие на повестке современной психологии жизненного пути личности. Одной из таких проблем является субъективная картина жизненного пути – субъективный образ, отражающий пространственно–временные параметры человеческой жизни и регулирующий активность личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн не делает данный образ предметом специального рассмотрения, но зато подмечает некоторые его характеристики, закономерности формирования и функционирования.

Во-первых, субъективный образ биографии является достоянием самосознания, выступает в качестве результата самопознания и биографической рефлексии личности. Развитие самосознания личности, как правило, связано с определенными событиями реального жизненного пути личности, поэтому жизненный контекст неизменно присутствует в представлениях личности о себе. «Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [57, с. 239]. Субъективный образ индивидуальной биографии является как бы «подкладкой» для самосознания личности.

Во-вторых, субъективный образ биографии является фундаментом, на котором строится «я» человека и держится чувство идентичности. «Относящимся к его «я» человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни» [57, с. 243].

В-третьих, не все события подряд заносятся в субъективную картину жизненного пути личности; в нее вбираются только самые значимые для личности события, поэтому отражение человеком собственной биографии в высшей степени пристрастно и избирательно. Не всякое событие человек признает своим, а только такое, которое определило его жизнь на более или менее длительный период.

В-четвертых, событийное содержание субъективной картины жизни характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни. Те события, которые человек присваивает по личностному смыслу, есть «говорящая за себя» характеристика его личности. В субъективную картину жизни, как правило, отбираются те эпизоды личной биографии, которые затрагивают определенным образом смысл жизни личности. Они же наиболее прочно запечатлеваются в субъективной картине жизни. «Каждый человек, живу-

щий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, оглядываясь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминания о таких моментах особенно напряженной внутренней жизни, озаренных особо ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали для него переживаниями. Художники, изображая психологию своего героя, недаром склонны бывают осветить его переживания, т. е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь его развития, как бы поворотные моменты его» [56, с. 15].

В-пятых, субъективная картина жизненного пути личности хранится особым видом памяти, а именно исторической или автобиографической памятью. В этой связи динамика и трансформации субъективной картины жизненного пути во многом обусловлены закономерностями исторической памяти. В исторической памяти все события четко датированы, и поэтому воспоминания личности о событиях собственной жизни отнесены к определенному периоду прошлого. Автобиографические воспоминания локализуются в исторической памяти по оси хронологического времени. Временная последовательность событий является посылкой для умозаключения о наличии между ними детерминационных связей. Временные и причинно-следственные связи событий представляют собой «две стороны одной медали». «Целый ряд воспоминаний мы локализуем через заключения об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были сколько-н

ибудь однозначно определенными» [56, с. 330].

< Назад | Дальше >