Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

нии жизни и человека при замыкании его в ограниченной сфере житейских интересов и бытовых проблем. Счастье человеческой жизни, радость, удовольствие достигаются не тогда, когда они выступают как самоцель, а только как результат верной жизни»

[58, с. 383–384]. Основные параметры, по которым можно индивидуализировать качество субъекта жизни, – это широта, структурированность и иерархизированность жизненных отношений личности [40; 57].

Широта жизненных отношений интерпретируется как богат-

ство и содержательность смысловых связей субъекта с жизнью.

«Это богатство и отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности...» [40, с. 218]. Широта жизненных отношений прежде всего исчисляется количеством источников смысла жизни – ценностей и потребностей, из которых личность черпает конкретные смыслы своего бытия. Очевидно, что каждый дискретный источник смысла жизни конституирует отдельную от других мотивационную линию жизни, инициирует и побуждает отдельную деятельность, вплетенную в общую психологическую структуру жизнедеятельности субъекта. Широте жизненных отношений на другом полюсе шкалы индивидуальных различий противолежит узость связей человека с собственной жизнью. Как полагает С. Л. Рубинштейн, для психологического облика личности существенное значение имеет круг ее потребностей, ценностей, жизненных идеалов и интересов; широта этого круга определяет содержательность, диапазон жизни человека. «Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности – от духовно нищен

ской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других» [57, с. 121]. Иерархизация жизненных отношений конкретизируется как мера субординации главных источников смысла жизни, степень соподчинения стержневых мотивационных линий жизни. Иерархии жизненных мотивов, по А. Н. Леонтьеву, образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, «которые могут быть менее или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу» [40, с. 220]. Разъединенность основных мотивационных линий жизни создает облик человека живущего отрывочно, то одной жизнью, то другой. Напротив, высокая степень иерархизации смысловых структур, интегрированных в динамической системе смысла жизни, способствует гармоническому соединению парциальных линий жизни в единый и внутренне цельный жизненный путь личности. В

последнем случае при реализации частных жизненных линий субъект как бы «примеривает» их к главному жизненному мотиву

– смыслу жизни. Параметр иерархизации смысла жизни дополняет вышеописанный параметр широты. Согласно воззрениям С. Л. Рубинштейна, вопрос о широте духовной жизни личности теснейшим образом переплетается с вопросом о ее уровне. «Та же степень узости интересов, даже средоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты» [57, с. 121].

Структурированность жизненных отношений является содержательной характеристикой, которая отражает общую смысловую направленность жизненного пути личности. Структурированность задается конфигурацией основных ценностей и потребностей в динамической системе смысла жизни. Этот параметр психологически близок к тому, что в литературе обозначается как «направленность личности» [17; 51]. Направленность личности на определенные ценности преобразуется в общую интенциональную направленность ее жизненного пути. Воплощение личностной направленности в общую смысловую направленность индивидуального жизненного пути осуществляется делами и поступками личности как субъекта жизни. Однако, по замечанию А. Н. Леонтьева, даже при наличии у человека ведущей линии жизни, она не может оставаться единственной [40, с. 221]. С. Л. Рубинштейн также полагает, что помимо характеристик богатства и уровня интересов личности, следует рассматривать их распределение. Здесь либо

«жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне...», либо в структуре личности имеются «две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека» [57, с. 121]. Оптимальная конфигурация жизненных отношений личности достигается сочетанием широты, высокой иерархизации и структурированности. «Человек обретает всю полноту своего бытия и выявляется во всех своих человеческих качествах по мере того,

как он выступает по отношению ко всем сторонам бытия, жизни. Это есть определение параметров человеческого бытия, по которым определяется уровень человеческой жизни» [58, с. 365].

Основная закономерность развития личности заключается в том, что по ходу жизненного пути способность быть субъектом не только проявляется, но и формируется. Эта способность является не только предпосылкой, но результатом жизненных поступков личности, в которых она и формируется, и выявляется. Неверно думать, что процесс созревания личности в качестве субъекта жизни выражается в пассивном ожидании того, когда сложатся необходимые для самостоятельной детерминации жизненного пути способности и предпосылки. Для того, чтобы стать субъектом жизни, личности необходимо совершать поступки, направленные на овладение своими жизненными отношениями. Это предполагает активное вмешательство в естественный ход жизненных событий, перехват инициативы и принятие ответственности. Этот принцип развития личности по ходу жизненного пути называется принципом деятельностного опосредования. Основоположником данного принципа является С. Л. Рубинштейн, который пишет: «Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущнос

ти, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?... Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [57, с. 246]. В дальнейшем содержание принципа деятельностного опосредования было расширено и углублено А. Н. Леонтьевым, согласно которому личностные свойства и способности порождаются в процессе жизнедеятельности индивида. Общий методологический смысл принципа деятельностного опосредования состоит в том, что жизненный путь и психологическая судьба личности зависят от ее же активных дей

ствий в качестве творца и субъекта; в процессе сотворения индивидуального жизненного пути личность творит свой неповторимый психический облик.

С. Л. Рубинштейн по праву считается родоначальником со-

бытийного подхода к анализу жизненного пути личности. По его

< Назад | Дальше >