Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

Существенный вклад в разработку проблемы субъекта жизни вносят исследования А. Н. Леонтьева и его научной школы, выдержанные в русле системно-деятельностного и смыслового подхода к личности. Принципиальным методологическим моментом данного подхода является раскрытие психологической сущности личности как опосредованной системой деятельности в мире. Личность фигурирует как «функциональный орган», обеспечивающий ориентировку, овладение и управление жизненными отношениями и, в структурном аспекте, как связная система личностных смыслов

[40 с. 212]. Бытийную основу личности, по мнению А. Н. Леонтьева, составляют реально практикуемые виды деятельности, из которых к тому же сплетается индивидуальная жизнь. В этой связи исследователь не переставал указывать, что «смысл порождается не значением, а жизнью» [40, с. 279]. Деятельность – это элементарная структурно-функциональная единица человеческой жизни, а жизненный путь – системное единство видов деятельности, которые осуществляет личность.

Личностный уровень существования А. Н. Леонтьев мыслит как подчиненную смыслам активность в мире. В этом контексте он употребил понятие смысловых связей, которыми направляется и упорядочивается взаимодействие субъекта с жизненным миром. «Смысловые связи – это те связи, которые не осуществляют деятельность, а осуществляются ею. Процесс их образования и есть тот чрезвычайный процесс, в результате которого возникает психологическое содержание поведения» [42, с. 101]. Смысловые связи в учении А. Н. Леонтьева характеризуются двойной онтологией: в объективном аспекте – это реальные жизненные отношения, в субъективном аспекте – это «отслоенные» от объективных отношений, существующих в плоскости жизненного мира, смысловые структуры внутреннего мира личности. При таком

подходе «смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» [40, с. 278].

Вообще понятие субъекта жизни в деятельностном подходе возникло не случайно, а с тем, чтобы подчеркнуть зависимость процессов жизни от самого человека и отстранить иллюзию бессубъектного существования. Перефразируя давний афоризм о том, что мыслит не мышление, а субъект, А. Н. Леонтьев проводит аналогию, говоря о жизни как о процессе созидания и реализации личностью жизненных отношений. «Само понятие жизни имплицирует, то есть включает в себя необходимым образом понятие субъекта жизни» [41, с. 490]. Разбирая проблему личности в генетическом аспекте как процесс формирования связной системы смыслов и мотивов, А. Н. Леонтьев непосредственно затронул экзистенциальное измерение личностного бытия. С его точки зрения, в онтогенезе метаморфозы личности связаны с обогащением мотивационносмысловой системы и перерастанием уровня операционально-технических возможностей индивида, а также с ломкой его социальной ситуации развития. Путь формирования личности как субъекта жизни объемлет следующая форму

ла: «от «действовать, чтобы поддерживать свою жизнь» до «жить для того, чтобы делать дело своей жизни» [41, с. 502]. Переломной вехой психического развития является рождение «сознательной личности», с появлением которой кардинально перестраивается детерминация жизненного пути. Это событие раскалывает индивидуальный жизненный путь на две фазы –

«период подготовления» и «период развития» [40, с. 215]. В структуре жизненного пути личности отчетливо различаются два основных этапа – подготовительный этап, на котором вызревают необходимые психологические предпосылки для становления личности субъектом жизни, и этап, на котором личность детерминирует собственное развитие в качестве его субъекта. В этой новой ситуации в значительной степени упраздняется зависимость личности от внешней детерминации и усиливается ее способность к самодетерминации и саморазвитию. Суть психологического преображения личности заключается в том, что она трансформируется в субъекта жизненного пути. Если раньше личность была «продуктом биографии» и преимущественно «объектом отношений», то на новом витке развития она превращается в субъекта жизненных отношений, «вступает в отношение к своему прошлому» [40, с. 215,

217]. Перевод системы регулирования развития и бытия личности извне вовнутрь осуществляет переворот в ее судьбе: «переход, зна-

менующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития» [40, с. 212–213]. На этом этапе развития переоценка прошлого позволяет личности разжать «тиски» линейного детерминизма, по метафорическому выражению А. Н. Леонтьева, «сбросить груз собственной биографии» [40, с. 216–217]. Вообще с момента становления субъектом жизни личности приходится на каждом новом этапе жизненного пути «от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только «подвергаться влияниям среды» [40, с. 216].

Процесс формирования личности как субъекта жизни А. Н. Леонтьев конкретно видит в так называемом «вертикальном движении сознания», в результате которого субординируется сфера смыслов и на ее вершину водворяется главный жизненный мотивцель. Этот жизненный мотив-цель функционирует как побудитель индивидуального жизненного пути, как смысл всей жизни. Необходимым условием его функционирования является осознанность всей мотивационной иерархии. Это характеризует «сознательную личность», способную активно реструктурировать и соподчинять свои жизненные отношения. Жизненный мотив-цель не открывается сознанию субъекта в готовом виде. Для того, чтобы осознать его, субъекту необходимо проделать интеллектуальную работу по прояснению своих жизненных мотивов и смыслов. Задачу на раскрытие жизненного смысла А. Н. Леонтьев обозначает как

«задачу на смысл» или «задачу на осознание». Согласно его воззрениям, задача на смысл решается субъектом в опоре на эмоциональную сигнализацию смысла жизни в узловых точках жизненного пути. Неизвестное «задачи на смысл» составляет вопрос:

«Что данное событие представляет собой не объективно, то есть в своем объективном значении, а что оно для субъекта, для утверждения его жизни или, что то же самое, для утверждения его – субъекта – в жизни?» [41, с. 474].

Однако посредством одного лишь осознания реальное присвоение и изменение субъектом жизненных отношений не осуществляется. «Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними – разрывом прежних отношений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства» [40, с. 217]. В этой связи личность как субъекта жизни отличает не только сознательность, но и достаточный уровень активности в

реализации жизненного мотива-цели. Примечательно, что А. Н. Леонтьев приписывает личности как субъекту жизни широкую временную перспективу и нравственное содержание главного жизненного мотива. Идеалом личности А. Н. Леонтьев полагал человека, у которого главный мотив-цель возвышается до истинно человеческих ценностей, сливает его жизнь с жизнью других людей и их благом.

«Чем более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир» [40, с. 214]. Определяя роль временной перспективы в развитии личности, А. Н. Леонтьев ссылается на пример перевоспитания юных правонарушителей в системе А. С. Макаренко. С этой позиции для формирования личности как субъекта активного отношения к своему прошлому и жизни в целом немаловажное значение играет раздвижение временных горизонтов жизнедеятельности до далеких будущих перспектив. «Человек вообще – весь в будущем» [41, с. 495].

В концепции А. Н. Леонтьева дифференцируются параметры типологического анализа личности как системы субъективно превращенных жизненных отношений. Устанавливается также значение этих параметров для нормального личностного бытия. Анализируя работы А. Н. Леонтьева, можно заключить, что оптимальной конфигурацией психологического склада личности является широта жизненных отношений при условии высокого уровня их иерархизации и структурирования. Напротив, узость, слабая иерархизация и низкая структурированность жизненных отношений тормозят становление личности субъектом жизни, ведут к драматическим развязкам в ее судьбе. На высших уровнях развития в роли субъекта жизни «личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» [40, с. 224].

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев высказали во многом сходные идеи о дифференциально-психологических параметрах, по которым можно определять качество личности как субъекта жизни. Их общая идея такова, что психологическое качество личности как субъекта жизни зависит от качества жизненных отношений, которые продуцирует личность в своей жизни. «Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – это строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений. Причины внутренней порчи человека, ржавения его души заключаются в измельча-

< Назад | Дальше >