Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

В рамках психологии бытия выясняются причины, тормозящие и искажающие личностное развитие индивида. Маслоу вычленяет три группы факторов, которые имеют отношение к духовному недоразвитию человека. Процессу самоактуализации в первую очередь препятствуют вредные привычки, упроченные в структуре прошлого опыта. Они могут быть также внедрены в результате дисгармонического воспитания, некорректного обращения с ребенком, инвалидизирующего детскую психику. Эти привычки, штампы и стереотипы являются преградами для креативности и свободы человека. Они зашоривают сознание, делают человека косным и неспособным к восприятию нового. В качестве примера наиболее злокачественных привычек Маслоу приводит аддикции, склонность к нездоровому образу, подтачивающему соматическое и психическое здоровье, а также послушность, безропотность, конформизм.

Вторую группу помех самоактуализации образуют социальные факторы, а именно групповое давление, общественная пропаганда, насаждение угодных государству ценностей. В результате воздействия этих факторов, человеку внушаются ценности и цели, которые могут противоречить его внутренней сущности. Тем самым эти факторы искривляют путь личностного развития. Маслоу отмечает, что если человек поддастся влиянию социальных факторов, то его индивидуальность будет нивелирована и он вырастет

«нормальной» личностью – серым, безропотным и неприметным существом.

Третья группа факторов представлена психологическими защитами личности, которые, с одной стороны, обороняют психику от разного рода травм, а с другой – сдерживают личностный рост человека. Психологические защиты в особенности притесняют творческие потенциалы человека, поскольку ограждают его от всего нового и неизведанного. Особого внимания заслуживает механизм психологической защиты, названный комплексом Ионы. Комплекс Ионы определяется как сознательный отказ человека от развития и применения своих лучших способностей. А. Маслоу понимает этот механизм как «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов» [52, с. 48]. По сути, это нежелание жить на пределе возможностей и сопротивление личностному росту, вследствие чего снижается качество человеческой жизни.

В заключение отметим, что созданная Маслоу психология бытия реализует главные идеи и принципы гуманистической психологии жизненного пути личности.

ГЛАВА 3.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГОПУТИЛИЧНОСТИ

§1. Философско-психологическая концепция жизненного пути личности в работах

С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева

Проблема жизненного пути личности в отечественной психологии долгое время не освещалась и впервые была поставлена С. Л. Рубинштейном в 1935 году. До этого она преимущественно принадлежала зарубежным концепциям личности, которые были проанализированы выше. В российской психологии зачатки этой проблемы можно найти в работах Н. А. Рыбникова, который предлагал изучать психологию не только детского возраста, но также и взрослости. Для понятийной фиксации закономерностей развития личности в зрелом возрасте был предложен термин «акмеология». Акмеологические закономерности, с точки зрения Н. А. Рыбникова, должны раскрываться при помощи биографического метода, ориентированного на воссоздание реального жизненного пути личности, основных вех индивидуальной биографии. В этой связи основной упор Н. А. Рыбников сделал на разработку и операционализацию биографического метода в психологии. Собственно проблема жизненного пути личности осталась неизученной на концептуальном уровне. Теоретическая разработка данно

й проблемы началась позже и была связана с внедрением положений марксизма в психологическую науку. Главная заслуга С. Л. Рубинштейна состоит в том, что он явился первопроходцем в области освоения психологических проблем человеческой жизни с позиций марксистской философии.

Концепция жизненного пути личности является логическим завершением всего учения С. Л. Рубинштейна. Психология, по мысли С. Л. Рубинштейна, является наукой, исследующей жизненные процессы. Проходя через изучение отдельных психических функций, процессов, свойств и состояний, психология не должна отрываться от жизненного контекста и познания реальной жизни. Познание того, каким образом все эти психические процессы, функции, свойства и состояния обеспечивают отражение и регуляцию реальной жизни человека, является итогом пройденного психологией пути [57, с. 236–237]. С такой постановкой вопроса согласен Л. С. Выготский, который пишет: «В сфере психологии мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем

рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой личности, без лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный единый биографический процесс»

[27, с. 157].

Понятие жизненного пути венчает психологию личности, поскольку в отличие от других живых существ человек не просто существует и развивается во времени, но и имеет историю развития собственной личности. Личностью, как известно, человек не рождается; личностью он становится. Соответственно, жизненный путь – это история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям. В этой трактовке жизненного пути личности ударение ставится на социальную природу и социальную детерминацию личностного развития. Как пишет С. Л. Рубинштейн, «существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития» [57, с. 238]. Жизненный путь личности не столько отражает закономернос-

ти общественного образа жизни, сколько воплощает и индивидуализирует эти закономерности. Такое понимание жизненного пути было не случайным в виду нескольких обстоятельств. Во-первых, С. Л. Рубинштейн проводил в психологию марксистские взгляды, согласно которым решающим фактором развития личности является жизнь в обществе. Во-вторых, С. Л. Рубинштейн полемизировал с экзистенциальными концепциями жизненного пути, в которых абсолютизируется свободная воля личности и недооценивается роль социальных детерминант. Однако предложенное С. Л. Рубинштейном понимание жизненного пути также является односторонним и абстрактным, поскольку личность оказывается отчужденной от собственной жизни. Получается, что общественный образ жизни

< Назад | Дальше >