Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

12. Простота: честность; открытость; существенность; абстрактная безошибочность; каркас существа; сердцевина проблемы; прямота; только необходимое; отсутствие украшательств, ничего лишнего или чрезмерного.

13. Вольность: легкость; нет старания, борьбы, преодоления, нет трудностей; грация; совершенное и прекрасное функционирование.

13. Игривость: веселье; радость; удовольствие; юмор; плодо-

витость; легкость.

14. Самодостаточность: автономность; независимость; самопоглощенность; самоопределяемость; отрыв от окружения; отдельность; жизнь по своим законам; идентичность [2, с. 146–147].

В психологии бытия видное место отводится не только параметрам мотивации, но и когнитивным возможностям самоактуализирующейся личности. С этой целью выделяются два типа познания – дефицитарное и бытийное. Дефицитарное ориентировано на утилитарные, прагматические свойства окружающей действительности, что обусловлено апперцептивной функцией дефицитарной мотивации. Маслоу полагает, что человек, мотивированный дефицитарными потребностями, осознает лишь ту часть окружающего мира, в которой непосредственно локализованы блага, необходимые для удовлетворения потребностей. Он смотрит на мир с точки зрения сиюминутного интереса и осмысливает объекты и явления мира как средства, условия, преграды для реализации своих мотивов. Дефицитарное познание основывается на «пользовательском»,

«приспособленческом» отношении человека к миру. Точно также он

относится к своей работе или профессии, которая для него всего лишь способ зарабатывания денег, извлечения имущественных выгод или усмирения своих амбиций. Высшее ценностное измерение мира и собственной деятельности скрыто от глаз индивида, который побуждается дефицитарными мотивами.

Совсем другая картина мира у человека, который мотивирован высшими бытийными ценностями. В этом случае в познании происходит слияние действительного и ценностного. Это значит, что человек воспринимает мир в ценностном оформлении; каждый объект или явление мира символизируют определенную ценность. В познавательном отношении человека к своей работе аналогично высвечиваются ценности, а не прагматические цели и задачи. «Когнитивный процесс становится одновременно и процессом определения ценностей. То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть» [2, с. 121–122].

С целью изучения бытийного познания, Маслоу собрал и схематизировал описания образа мира у самоактуализирующихся людей. Оказалось, что наиболее характерной особенностью бытийного познания является категоризация и интерпретация окружающей реальности в ценностных категориях. Установлена примечательная особенность: в бытийном познании задействованы именно бытийные ценности. Отсюда возникает устойчивый набор ценностных конструктов, при помощи которых оценивается мир: красивый, целостный, гармоничный, совершенный, осмысленный, справедливый и т. д. Легко заметить, что эти познавательные конструкты во многом эквивалентны бытийным ценностям. В бытийном познании мир преломляется через бытийные ценности, в которых сконденсирован общечеловеческий смысловой опыт. Ввиду этой особенности, бытийное познание индивида опосредуется мировоззренческим опытом всего человечества. Это делает бытийное познание более отстраненным и беспристрастным, нежели дефицитарное познание. Индивид при бытийном познании открывает и пост

игает универсальные человеческие истины вместо того, чтобы рассматривать мир с точки зрения своих эгоистических интересов и личных потребностей.

Существует еще одно важное различие бытийного и дефицитарного познания. При дефицитарном познании образ мира раскрашен в тона желаний и влечений индивида, каждый объект имеет притягательную и отталкивающую валентность. На уровне бытий-

ного познания образ мира не расщеплен на положительную и отрицательную модальность; мир воспринимается как целостность. Кроме того, в бытийном познании просвечивает идеальный проект мира или, иначе говоря, идет сопоставление действительного и возможного состояния реальности. Человек больше сконцентрирован не на фактах, а на актах – том, что должно быть сделано для воплощения ценностей. По этой причине в бытийном познании человеку раскрывается его долг – улучшить, усовершенствовать окружающий мир. Эту особенность бытийного познания Маслоу называет унитивным сознанием: «способностью увидеть действительное сквозь призму ценностного» (Маслоу, 1997, с. 128). «Среднего человека можно счесть чувствительным к фактическому, но слепым к «должному». Здоровый же человек окажется более чувствителен к «должному» [52, с. 136]. Благодаря способности к бытийному познанию самоактуализирующиеся люди могут: 1) более эффективно постичь истину и реальность, 2) быть более беспристрастными и объективными в жизненных вы

борах, 3) без труда отделять правильное от неправильного, возвышенное от низменного, нравственное от безнравственного.

Очень часто бытийное познание сопровождают высшие переживания – особенно радостные, волнующие и вдохновляющие моменты человеческой жизни. «Понятие «высшее переживание» объединяет в себе лучшие мгновенья человеческой жизни, счастливейшие мгновенья человеческого бытия, переживания экстаза, увлечения, блаженства, величайшей радости. Я обнаружил, что эти переживания имеют глубокие эстетические основания, такие как творческий экстаз, материнская любовь, совершенные сексуальные переживания, родительская любовь, переживания при родах и многие другие. Я использую словосочетание «высшие переживания» как обобщенное и абстрактное понятие, потому что обнаружил, что все эти экстатические переживания имеют общие характеристики» [52, с. 117]. Иногда понятие «высшие переживания» заменяется термином «пиковые переживания» или «вершинные переживания». В этом случае подчеркивается, что высшие переживания посещают человека на пике процесса самоактуализации, и что в эти моменты они набирают наибольшую силу и остроту.

Главной чертой высших переживаний является то, что в них человеку репрезентируются высшие бытийные ценности. Поэтому высшие переживания совпадают с моментами просветления человека. Одним из наиболее типичных высших переживаний является нахождение человеком смысла своей жизни. Критические обстоятель-

ства на пороге жизни и смерти также могут вызвать высшие переживания. С точки зрения Маслоу, высшие переживания обладают мощным формирующим и оздоровительным воздействием на личность. Они как бы подталкивают человека к осознанию себя и самоочищению, и в этом смысле они уподобляются психотерапевтическому «катарсису». Высшие переживания, как правило, кратковременны, что связано с ограниченными возможностями нервной системы человека. Тем не менее, они характеризуются большой интенсивностью и полностью захватывают душевную жизнь человека. Это своего рода «позитивный аффект», который оставляет в памяти глубокий след: человек вспоминает и актуализирует моменты высших переживаний как самые значимые события своей жизни [52, c. 189]. Еще одной важной характеристикой высших переживаний является то, что в них человек прикасается к трансцендентному (религиозному, мистическому, философскому) опыту. В этой связи Маслоу иногда определяет высшие переживания как мистические чувства. Высшие переживания не

< Назад | Дальше >