Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

5. Потребность в уединении.

6. Автономность как свобода от окружающих и культуры.

7. Открытость новому опыту.

8. Расположенность к пиковым переживаниям.

9. Чувство общности с окружающими людьми; стремление к кооперации и координации усилий.

10. Глубина и искренность чувств.

11. Демократичность, свободолюбие.

12. Мудрость и моральность.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультурированию и стереотипизации.

В контексте настоящего анализа большую ценность имеет классификация всех человеческих мотиваций на дефицитарные и бытийные мотивы. Дефицитарные мотивы – это низшие потребности, бытийные потребности – это высшие потребности людей, утоливших свои низшие потребности. Дефицитарные мотивы изучает дефицитарная психология, бытийная же психология освещает поведение человека и его переживания на стадии самоактуализации. Иногда в качестве синонима бытийных мотивов употребляется понятие метамотивации. «Самоактуализированные индивидуумы

(более зрелые, более вочеловеченные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно назвать «метамотивированными» [52, с. 313]. Концепция метамотивации позволяет дополнить психологическую характеристику самоактуализирующихся людей некоторыми важными чертами. Самоактуализированный человек: а) психологически здоров, б) удовлетворил базовые потребности, в) позитивно распоряжается своими возможностями, г) мотивирован высшими ценностями, преклоняется перед ними и взыскует их.

Бытийная мотивация в большинстве случаев носит трансцен-

дентный характер, то есть направляет активность человека на дело,

внеположенное по отношению к его личности. Это дело субъективно воспринимается как призвание, предназначение или даже как судьба. «Это удивительное и парадоксальное ощущение взаимной любви человека и его дела, комплементарности их друг другу, чувство, что работа «сродни» человеку, что он предназначен исполнять ее, что только он может сделать ее хорошо и правильно, что он даже скучает по ней» [52, c. 315]. Бытийная мотивация покоится на ценностном основании и субъективно презентирована в виде переживаний долженствования («я должен»). Это отличает ее от дефицитарной мотивации, которая проистекает от элементарных потребностей и переживается в виде хотений, желаний и влечений («я хочу»). По словам Маслоу, бытийная мотивация действует как призыв, а дефицитарная как позыв. «Призыв обязывает нас, возлагает ответственность, вынуждает к действию невзирая на то, чем мы заняты и чего хотим. В призыве больше долженствования, обязанности, необходимости, чем желания» [52, с. 316]. Бытийные мотивы оформлены в виде идеалов

– моделей желанной и должной, но пока недостижимой жизни. Идеал как бы уводит за горизонт бытия: это такое положение дел, которое необходимо постоянно поддерживать делами и поступками. В идеале проглядывает ценностный образ притягательного будущего. Идеал как мотивационная переменная обладает свойством неисчерпаемости, что выдает его связь с бытийными ценностями. Привлекательность дефицитарных потребностей, напротив, иссякает сразу после их насыщения. Как пишет Маслоу, пища блекнет в глазах человека, как только он насытился вдоволь, а высшие ценности – добро, красота, изящность – притягивают его вновь и вновь [52, с. 318].

Феноменологические характеристики бытийной мотивации недвусмысленно указывают на то, что в ее основе залегают ценности. Действительно, ценности в понимании Маслоу служат специфическими «метамотивами». Ценности, мотивирующие самоактуализирующихся людей, Маслоу называет бытийными. Удивительным свойством бытийных ценностей является их универсальность для всех людей, независимо от культурных, социальных, образовательных, половых, демографических и прочих различий. Еще более поразительным свойством бытийных ценностей является рядоположенность, отсутствие иерархических отношений в их ряду. Это значит, что бытийные ценности невозможно соподчинить в иерархию, потому что они не исключают, а дополняют друг друга. «Похоже, что любую из сущностных, высших ценностей можно исчерпывающе описать в терминах других высших ценностей. Может быть,

< Назад | Дальше >