Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

жизни растений и животных; в ней мало собственно человеческого и много борьбы за биологическое выживание. Высокое качество жизни демонстрируют люди, которые поднялись до уровня потребности в самоактуализации. Для них основная задача – это использование своих талантов и способностей во благо окружающих. Именно так в общих чертах определил самоактуализацию А. Маслоу. Самоактуализация – это не застывшее состояние, а динамический процесс. В разные периоды своей жизни человек находится на разных уровнях самоактуализации. Остановимся подробнее на восьми главных характеристиках самоактуализации, которые обобщил Маслоу в своей последней, изданной посмертно работе «Дальние пределы человеческой психики» [52, с. 57].

Во-первых, самоактуализация проходит под аккомпанемент ярких поглощающих переживаний, которые обладают сильной энергетикой и уже сами по себе способны трансформировать личность. Поэтому самоактуализация и знаменует личностный рост, и закономерно продолжает его. В моменты переживания самоактуализации человек освобождается от всех внутренних преград и комплексов, нейтрализует вредные привычки, которые в обыденных условиях закрепощают его потенциал. Самоактуализация как бы срывает с человека маску, которую он носит в будничной жизни, и помогает стать тем, кто он есть на самом деле.

Во-вторых, самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов человека. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу. Самоактуализация – это кумулятивный результат жизненных выборов человека, который движется в направлении пределов собственного развития. «Самоактуализация – это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, – каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста» [52, с. 57].

В-третьих, понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем са-

мым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости».

В-четвертых, самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [52, с. 58].

В-пятых, самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защиты своей точки зрения. По мнению Маслоу, серьезной помехой самоактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскочкой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей. Тем не менее, самоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

В-шестых, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей. «Решение стать рядовым врачом – не лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности» [52, с. 60].

В-седьмых, нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.

Восьмое условие самоактуализации – это высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [52, с. 61].

Эталонным способом человеческого бытия Маслоу считал существование самоактуализирующихся личностей. «Понятие «самоактуализированная личность» описывает не только человека, но и тот идеал, к которому он устремлен» [52, с. 145]. На основе анализа биографий выдающихся современников, многочасовых

бесед с ними он выделил психологические особенности «подлинно-

го бытия».

1. Эффективное, более объективное и унитивное восприятие реальности.

2. Принятие себя, других людей и окружающего мира в целом.

3. Непосредственность, простота, естественность в отношениях.

4. Сосредоточенность на деле и отвлеченность от внутренних проблем.

< Назад | Дальше >