Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

Это обстоятельство обусловило общую гуманистическую направленность теории А. Маслоу. Для своих исследований он отбирал самых одухотворенных индивидов с тем, чтобы установить пределы личностного роста человека. Такой исследовательский подход был назван «статистикой лучших»: «Для того, что узнать, насколько высоким может быть человек, совершенно очевидно, что

нужно отобрать самых высоких людей и изучить их. Для того, чтобы узнать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднюю арифметическую скорость человечества в целом, – нужно просто взять олимпийских чемпионов по бегу и посмотреть, насколько хорошо это делают они. Если же мы хотим познать возможности духовного и личностного роста человека, его морального развития, то и здесь, я уверен, мы узнаем больше, изучая самых праведных, самых добропорядочных представителей людского рода» [52, с. 21].

По мнению Маслоу, все направления психологии можно дихотомизировать по простому признаку: отношению к ресурсам и возможностям духовного развития человека. Совокупность тех направлений, в которых царит пессимизм по поводу человеческой природы, он определил как дефицитарную психологию. Дефицитарная психология сосредоточена на проблемах нездорового, депривированного развития и рассматривает потенциал человека сквозь призму психопатологии. Те направления, в которых с оптимизмом взирают на способность человека достигать максимальной полноты бытия, были выделены в бытийную психологию или психологию бытия. «С равными основаниями она может быть названа и онтопсихологией, и трансцендентной психологией, и психологией совершенства, и психологией цели» [52, с. 139].

Основное отличие психологии бытия в том, что в ее фокусе оказываются высшие проявления человеческой психики, которые способствуют построению человеком совершенной жизни. Маслоу не дал четкой формулировки предмета психологии бытия, но начертал основные векторы, по которым она должна развиваться. По мысли Маслоу, психология бытия исследует психологические условия, при наличии которых человеческая жизнь принимает все более совершенные, благородные и возвышенные формы. Причем психологию бытия интересуют не только проблемы индивидуального жизненного пути личности, но и условия повышения качества общественной жизни. В число наиболее актуальных проблем психологии бытия А. Маслоу включил следующие [52, с. 139–143].

1. Проблема психических состояний, приближающих человека к самоосуществлению. Это состояния, обозначаемые такими понятиями, как зрелость, самоактуализация, психологическое здоровье, аутентичность, индивидуализация, креативность.

2. Проблема высших переживаний и бытийного познания, которые выступают в качестве факторов личностного роста. Высшие переживания и бытийное познание позволяют челове-

ку открыть для себя и постичь дихотомии жизни и смерти, смысла жизни и бессмысленности, любви и одиночества, нравственного падения и возвышения.

3. Проблема метамотивации, то есть ценностей и смыслов, побуждающих человека к личностному росту и достижению лучших форм человечности. Проблема метамотивации тесно смыкается с проблемой смысла жизни и жизненных ценностей.

4. Проблема творчества, которое является одним из основ-

ных способов взаимодействия личности с собственной жизнью.

5. Проблема идеалов, которые заставляют человека разви-

ваться и самосовершенствоваться.

6. Проблема свободы и спонтанности, которые главенству-

ют в самовыражении и жизненном выборе личности.

7. Проблема трансценденции как психического феномена человеческого существования. Особое значение имеют психологические условия трансценденции и психические состояния, при переживании которых экзистенциальная дилемма человека теряет остроту, отодвигается на задний план.

8. Проблема взаимодействия личности и общества, которая поворачивается двумя гранями: общественные условия, оптимизирующие самоактуализацию личности, и личностные свойства, облагораживающие общество в целом.

Обобщая изложенные положения, предмет психологии бытия можно сформулировать так: психические феномены, закономерности и механизмы, обеспечивающие личностное развитие и духовное совершенствование человека по ходу жизненного пути.

Проанализируем теперь основные положения психологии бытия. Пожалуй, самой важной частью теории является концепция мотивации, известная под названием «пирамиды потребностей». Напомним, что иерархия потребностей конструируется по принципу субординации. В соответствии с этим принципом вышележащие потребности не могут быть удовлетворены, если у человека заблокированы низшие потребности. Основание иерархии человеческих потребностей составляют физиологические нужды. Над ними надстраиваются психологические потребности – в безопасности, принадлежности и любви, уважении и самоуважении. Венчает пирамиду потребностей мотивация самоактуализации. Здесь необходимо отметить, что чем выше уровень потребностей, которыми озабочен человек, тем выше психологическое качество его жизни. Самое низкое качество жизни у людей, которые поглощены удовлетворением физиологических потребностей. Это жизнь, подобная

< Назад | Дальше >