Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

ское образование, а в аналитической психологии – как продукт интериоризации личностью культурных ценностей, то есть сначала как интерпсихологическая реальность, а потом как интрапсихологическая структура личности. Еще одно различие прослеживается во взглядах Адлера и Юнга на возможность человека адекватно осознать смысл своей жизни. Адлер убежден, что человеку не дано понять смысл своей жизни до конца, хотя он может обладать более или менее адекватным объяснением своего жизненного пути. Юнг, напротив, считает, что понимание смысла жизни – это специальная

рефлексивная задача для индивида, от решения которой зависит успешность индивидуализации личности.

Несмотря на некоторые расхождения, теории Адлера и Юнга сходятся в главном – в утверждении человека активным, свободным и ответственным субъектом, решающим проблему собственной жизни. Представление о человеке как субъекте жизни было унаследовано в последующем гуманистическими и экзистенциальными теориями и остается главенствующим в современной психологии жизненного пути.

§2. Психологическая концепция жизненного пути личности в работах Ш. Бюлер

Передовые положения теории А. Адлера были восприняты немецким психологом Шарлоттой Бюлер. По праву можно утверждать, что именно ей принадлежит первая психологическая концепция жизненного пути личности. Ее книга «Жизнь человека как психологическая проблема» может рассматриваться как классическая и программная для психологии жизненного пути личности [85]. Тридцать лет спустя после даты первого выхода в свет этой работы российский психолог Б. Г. Ананьев оценивал ее как основополагающую «при изучении жизненного пути личности и генетических связей между его фазами» [9, с. 156].

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. В этом отношении концепция Ш. Бюлер является своеобразным прологом более поздних теорий в экзистенциальной психологии. Интенциональность постулируется в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность полагается врожденной структурой, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По слову Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности [84, с. 42]. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» – врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» являет-

ся движущей силой психического развития личности, а их индивидуальная композиция обусловливает параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция – это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция – это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция – это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенде

нция – тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности. Легко заметить, что иерархия базовых тенденций, о которых рассуждает Ш. Бюлер, выступает прообразом «пирамиды» человеческих потребностей А. Маслоу. В целом понятие базисных тенденций соответствует духу гуманистической психологии, поскольку в нем отражена мысль об генетически заложенном проекте личности и индивидуального жизненного пути.

В таком теоретическом контексте жизненный путь определяется как история развития и объективации интенциональности личности. С точки зрения Ш. Бюлер, основной динамической тенденцией в структуре интенциональности служит стремление личности к самоосуществлению. Понятие самоосуществления сближается с понятиями самоактуализации и самореализации, предложенными А. Маслоу и К. Роджерсом. Однако понятие самоосуществления богаче и многостороннее. В нем отчетливо просматриваются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление – это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление – это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления. Кроме того, Ш. Бюлер не просто констатирует стремление личности к максимальному проявлению своих врожденных потенций, но также акцентирует возрастные особенности

самоосуществления. Действительно, для каждого возраста существует неповторимая форма самоосуществления личности. В детском возрасте – это спонтанность, в юношеском – зрелость и самостоятельность, во взрослом – творчество и генеративность, в пожилом – исполненность и мудрость. Поэтому нельзя судить о человеке как о неполноценном или неудачнике лишь на том основании, что он еще не достиг вершины исполненности. Как говорит Ш. Бюлер, каждому этапу жизненного пути – свои достижения и свершения [84, с. 127].

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил экстрагировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения,

не станет тем, кем он может и должен стать [84, с. 142]. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья. Во взглядах Ш. Бюлер на психическую норму и патологию сквозят экзистенциально-гуманистические установки. По ее мнению, расстройство личности – это болезнь, в основе которой недостаток осмысленности и направленности жизни, стесненность внутренней свободы человека. Отсюда миссия психотерапии – вернуть человеку изначально присущую свободу, раскрепостить интенциональность, стимулировать активность самоопределения и самоосуществления.

Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей данного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути.

< Назад | Дальше >