Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

Неизгладимую печать на жизненный стиль накладывают неблагоприятные ситуации детства, в которых человек остро чувствует собственную неполноценность. «Жизненный стиль – это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели» [2]. По наблюдениям Адлера, у людей с ослабленными органами или физическими дефектами при столкновении с трудностями жизни развивается комплекс неполноценности. Однако дело не всегда в физическом недуге. Главное то, что любой ребенок, сравнивая себя с взрослыми людьми, понимает свою ничтожность и слабость. Он видит, что зависим от старших, уступает им по своим возможностям и не может померяться с ними силами. Поэтому ощущение собственной неполноценности – это нормальная ситуация развития в детстве для каждого человека. В этой ситуации заложены основные импульсы для личностного развития человека на всю оставшуюся жизнь. Субъективно переживание собственной ущербности невыносимо, и человек пытается от него избавиться,

вырабатывая систему приспособлений к среде. Стремление к преодолению недостаточности и борьба за личное могущество – движущая сила развития личности.

Положение о том, что борьба за личное превосходство является движущей силой развития личности, пронизывает все работы Адлера и составляет идейный «костяк» индивидуальной психологии. Долгое время Адлер не мог подобрать адекватного термина для обозначения этой силы личностного развития. Свой выбор он остановил на двух терминах: «стремление к превосходству» и

«стремление к совершенствованию». Первый термин отражает ранние взгляды создателя индивидуальной психологии. Он описывает стремление личности к превосходству и доминированию над другими людьми. Жизненный стиль, подчиненный идее личного

превосходства, помогает человеку освободиться от детского комплекса неполноценности и развить свои таланты. Подтверждение этому Адлер находил в повседневной жизни: нередко хилые и нежизнеспособные от рождения индивидуумы вырастали сильными и самостоятельными людьми. Однако вскоре Адлер осознал ограниченность такой трактовки движущих сил развития личности. Получается, что человек в своей жизни мотивирован идеалом всемогущей, безжалостной, эгоистической личности, принижающей других людей ради собственного возвеличивания. В более поздних работах Адлера все чаще встречается понятие «стремление к совершенствованию». Оно конкретизируется как стремление к совершенствованию своих способностей, потребность превзойти самого себя, превозмочь свою слабость и зависимость. Последователи и ученики Адлера интерпретируют стремление к совершенствованию именно как потребность в личностном росте (Дж. Манастер, Р. Корсини), потребность в развитии (Р. Дрейкурс, С. ДрейкурсФергюсон), потребность в самоосуществлен

ии или потребность в самосовершенствовании (Дж. Кренделл).

Адлерианскую концепцию движущих сил развития личности сильно критиковали за биологизацию природы человека. В ранних работах по индивидуальной психологии нарисован образ человека, сражающегося за превосходство и выживание с другими людьми. Этот образ вполне соответствует духу теорий социального дарвинизма. Очевидно, что такое понимание движущих сил развития личности является односторонним, поскольку взаимодействие человека с другими людьми имеет не столько биологический, сколько социальный смысл. На ранних этапах эволюции человека, возможно, преобладал инстинкт самосохранения, который помогал выживать отдельным особям в одиночку. На более поздних этапах эволюции выживание отдельных особей стало в большей мере зависимым от выживания групп и сообществ. Другими словами, объединение людей группы способствовало более эффективному сохранению человеческого рода, ведь возможности сообщества несоизмеримо больше возможностей изолированного индивида. С тех древних времен, когда люди были вынуждены выжив

ать сообща, в человеке заложен социальный инстинкт или, как говорит Адлер, «общественное чувство». Этот социальный инстинкт составляет вторую мотивационную тенденцию в жизни человека, наряду со стремлением к превосходству. По мнению Адлера, социальный интерес является врожденным, но для его прижизненного развития требуется специальное воспитание и упражнение. Социальный интерес как

мотивационная сила человеческой жизни заключается в стремлении человека к соединению с окружающими людьми с тем, чтобы внести свой вклад в процветание всего человеческого рода. Социальный интерес по своему содержанию является мотивацией, которая противоположна стремлению к превосходству. Социальный интерес мотивирует общественно полезную жизнедеятельность, в то время как мотивация превосходства побуждает индивида к осуществлению эгоистических целей. Доминирование социального интереса над стремлением к превосходству является признаком душевного здоровья. Пропорция между социальным интересом и стремлением к превосходству является индивидуальной особенностью жизненного стиля личности.

Тем не менее, в детском возрасте человек испытывает горькое разочарование в собственных силах и нуждается в их развитии и умножении. Это заставляет его активно действовать и бороться за существование. В результате этой борьбы у человека появляются цель и задачи, совокупность которых называется «жизненным планом», и консолидируется неповторимый жизненный стиль. Жизненный план вселяет в индивида надежду о лучшем будущем и побуждает активно стремиться к нему. Однако жизненная цель в большинстве случаев идеализируется человеком и становится нереалистической, фиктивной. Фиктивность жизненной цели проявляется в том, что ее невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть из того положения, в котором актуально находится человек. Но с психологической точки зрения для человека важна вера в то, что с достижением жизненной цели он улучшит свое положение и преодолеет свою неполноценность. Эту особенность жизненного стиля Адлер охарактеризовал как «фикционный финализм», то есть недоказанное предположение

о том, что жизненный стиль в конечном итоге может обеспечить индивиду победу над собственной неполноценностью и судьбой. «У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевая недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы смысла» [2, c. 53]. В порядке примера приведем некоторые фиктивные убеждения, которые организуют жизнь человека: «человек человеку – волк»,

«кто много трудится – тому воздастся», «никому нельзя доверять».

Примечательной особенностью жизненного стиля личности является устойчивость. Жизненный стиль личности не подвержен изменениям в процессе жизни; он еще больше «закаляется» и фиксируется под воздействием жизненных обстоятельств. Наиболее ранняя и консервативная часть жизненного стиля называется прототипом. Прототип, как правило, содержит смысл жизни личности и является психологическим каркасом, на который нанизываются все остальные механизмы жизненного стиля. «Когда формируется прототип – ранний вариант личности, воплощающий цель, – устанавливается направление и ориентированность жизни индивида» [2]. Правда, Адлер признавал, что критические обстоятельства могут вышибить человека из его привычного стиля жизни. В преодолении непродуктивного стиля жизни также может помочь психотерапевт, задача которого распознать и исправить ошибочную модель жизненного поведения пациента.

По убеждению Адлера, жизненный стиль личности может быть в корне ошибочным и таящим в себе потенциальную угрозу для личности. Ошибочность является еще одним свойством жизненного стиля личности. Дело в том, что жизненный стиль – это ранее образование в структуре человеческой личности, поэтому в его основе должна лежать иррациональная установка, фиктивная цель, иллюзорное самосознание. Более того, жизненный стиль является реактивным образованием, которое возникло в ответ на вполне определенные жизненные обстоятельства. Возможно, что в тех обстоятельствах далекого детства жизненный стиль оправдывал себя, но однажды при случайном стечении обстоятельств индивид с его жизненным стилем может попасть впросак. «Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо» [2]. Жизненный стиль может оказаться неадекватным новым условиям жизн

и, и тогда индивида подстерегают дезадаптация и невроз. С точки зрения Адлера, все неврозы являются психологическим следствием неприспособленности человека к определенным жизненным ситуациям. Обладая устойчивым и неизменным жизненным стилем, индивид является хорошо оснащенным для реагирования в одних условиях и совершенно безоружным перед лицом других ситуаций. «Все невротические симптомы – это защита людей, которые не чувствуют себя надлежащим образом вооруженными и подготовленными для решения жизненных проблем» [106, c. 95]. Знание психологом жизненного

стиля личности позволяет предсказывать дальнейшее развитие и грядущий финал ее жизненного пути.

< Назад | Дальше >