Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГОПУТИЛИЧНОСТИ

В качестве важного идейного источника экзистенциальной психологии следует также упомянуть гуманистическую психологию. Некоторые науковеды даже полагают, что экзистенциальная психология «отпочковалась» от гуманистической психологии как дочерняя отрасль. В этом случае эти влиятельнейшие направления психологической науки ХХ столетия сливаются в «экзистенциально-гуманистическую психологию». Однако эта точка зрения является не вполне приемлемой.

В середине 80–х годов внутри ассоциации гуманистической психологии вспыхнул оживленный спор. Этот спор разгорелся вокруг вопроса о внутреннем единстве гуманистической психологии. Инициатор научной дискуссии Джон Роуэн доказал, что внутри гуманистической психологии нет методологического единства, несмотря на то, что проблемы, над которыми бьются те, кто называет себя гуманистическими психологами, являются эквивалентными. Например, Ш. Бюлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс исходят из того, что человеку от рождения присуща внутренняя сила или тенденция к самоактуализации, самоосуществлению. В этом смысле, полагают они, жизненный путь является историей объективации структур внутреннего мира личности. Психологи из другого «лагеря» внутри гуманистической психологии, напротив, отказываются от представления о том, что человек от рождения наделен проектом своего жизненного пути. С их точки зрения человеческая жизнь – это результат жизненных выборов, которые ежечасно делает личность. Поэтому ни

о какой истории развертывания внутреннего «ядра» личности речи и быть не должно.

Итак, внутри гуманистической психологии уживаются, по крайней мере, два противоположных течения. Джон Роуэн справедливо констатировал методологическую несовместимость этих течений психологической мысли. Одно из них мы уже проанализировали выше – это экзистенциальная психология с ее ключевой проблемой жизненного выбора. Второе направление – это гуманистическая психология в том виде, в каком ее мыслили Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс. Это направление психологии жизненного пути имеет мощные корни в работах психологов психоаналитического направления Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

§1. Психологическая проблематика жизненного пути личности в работах А. Адлера и К. Г. Юнга

Провозвестниками гуманистической психологии жизненного пути являются А. Адлер и К. Г. Юнг – создатели индивидуальной и аналитической психологии соответственно. Их работы содержат ценные наблюдения и выводы, касающиеся проблем психологии жизненного пути, а именно смысла жизни, стиля жизни, жизненных целей, субъективной картины жизненного пути личности.

Альфред Адлер в качестве лейтмотива для своей теории принял высказывание Уильяма Джеймса: «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой». Адлер стремился к созданию такой психологической теории, которая могла бы объяснять, прогнозировать и изменять жизнь людей. Он полагал, что в науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. «Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность, относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как к проявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука была вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом, индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только предсказывает, что случит

ся, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось» [2, с. 3].

Из всего многообразия проблем индивидуальной психологии наибольший интерес представляют проблемы стиля жизни, смысла жизни, субъективной картины жизненного пути и субъекта жизни. Разработку концепции стиля жизни Адлер начал в 1926 году в связи с проблемой жизненного пути личности. Стиль жизни в концепции Адлера является основным понятием для объяснения всего, что случается с человеком на протяжении индивидуального жизненного пути. До введения в оборот данного понятия использовались менее конкретные понятия: «жизненный план», «образ жизни», «форма жизни», «линия жизни», «способ жизни», «направляющий жизненный образ». В контексте индивидуальной психологии все эти понятия можно считать синонимичными друг другу.

К сожалению, Адлер не оставил законченной формулировки понятия «стиль жизни», хотя и выделил его отличительные особен-

ности. Одна и таких особенностей – целостность (или холизм) жизненного стиля личности. Это означает, что жизненный стиль является интегральным проявлением индивидуальности человека, в котором отражен баланс всех сфер психической жизни – мыслей, чувств, целей и действий. Адлер любил повторять, что стиль жизни – это индивидуальность человека, растущего в определенном социальном окружении. Первоначально жизненный стиль понимался как уникальный способ достижения индивидом своих жизненных целей. В более широком толковании жизненный стиль – это комплекс средств и способов приспособления индивида к окружающей среде. С этой позиции стиль жизни сводится к инструментальным свойствам личности и представляет собой ни что иное как «модель жизненного поведения» [2].

В последующем к образующим стиля жизни Адлер приобщил также жизненные цели и смысл жизни личности. Пожалуй, наиболее точным и лаконичным является следующее определение: стиль жизни – это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем» [81, c. 48]. Жизненный стиль личности, таким образом, синтезирует: 1) структуры побудительной регуляции жизненного пути, а именно смысл жизни, жизненные ценности и цели; 2) структуры исполнительской регуляции жизненного пути личности – способы достижения жизненных задач, стратегии реализации смысла жизни. В этой связи можно говорить об интегральности как об одном из свойств жизненного стиля личности.

Другой примечательной особенностью жизненного стиля является его формирование на ранних этапах индивидуального жизненного пути. С точки зрения Адлера, стиль жизни складывается примерно в 4–5 летнем возрасте и очень незначительно изменяется в последующие годы. Свои ранним формированием стиль жизни обязан раннему детскому опыту, который человек приобретает при взаимодействии с социальным окружением. Жизненный стиль является «экстрактом» детского опыта, его обобщением. Не случайно Адлером была разработана исследовательская методика анализа ранних детских воспоминаний, назначение которой состоит в диагностике жизненного стиля личности. Отсюда вытекает еще одна черта жизненного стиля – индивидуальность. Индивидуальность жизненного стиля прочится на уникальном опыте, который приобретает человек в процессе своей жизни. Типологический подход к жизненному стилю абсолютно неприемлем. Жизненный стиль очень

редко осознается человеком, поскольку в его основе лежат неосознанные впечатления и переживания, которые иногда уходят корнями в довербальный период детства. Адлер пишет: «Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его... Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений» [81, c. 58]. Ввиду данного обстоятельства важная психологическая характеристика жизненного стиля – это неосознанность.

< Назад | Дальше >