Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

Своеобразным методологическим лозунгом экзистенциальной психологии можно считать провозглашенный Ж.-П. Сартром тезис:

«Существование предшествует сущности». Существование предполагает процесс, а сущность соответствует его конечному продукту. Это отнюдь не означает, что условия жизни формируют или коверкают человеческую личность. Наоборот, экзистенциалисты утверждают, что личность создает и ломает обстоятельства жизни, и в процессе изменения этих обстоятельств меняется сама. В российской психологии подобные взгляды развивал С. Л. Рубинштейн: «Нахождение в ситуации, – пишет он, – предполагает расчленение этой ситуации, выделение в ней условий, соотнесенных с встающими перед человеком требованиями, задачами, выходящими за пределы ситуации. Здесь обнаруживается диалектика обстоятельств (условий), обусловливающих действия человека, и действий, изменяющих обстоятельства. Самое же действие, изменяющее наличное бытие, объективную ситуацию, в то же самое время, как уже говорилось, изменяет, реализует что-то новое в самом человеке, что становится в нем именно этим действием в этой ситуации» [58, с. 345].

В экзистенциальной психологии утверждается индетерминизм жизненного пути личности – его относительная неподверженность биологическим и социальным детерминантам. Соответственно, личность признается свободной и ответственной за то, что она сделает с собой и в какое русло повернет свою жизнь. Считается, что психологические свойства человека формуются и шлифуются избранным образом жизни. В этом смысле психология конкретной личности строится посредством ответственных жизненных выборов. Такая радикальная методологическая позиция является не вполне правомерной, поскольку, во-первых, существуют определенные ограничения свободной воли человека, а во-вторых, выборы человека обусловлены широким спектром факторов. Эту поправку экзистенциальные психологи безоговорочно принимают, и тогда проблема свободы и ответственности человека оборачивается в дилемму «свобода – судьба». И опять можно провести методологические параллели между позицией экзистенциальных психологов и позицией С. Л. Рубинштейна: «Свобода по

нимается не как свобо-

да от всего, недетерминированность вообще, а как свобода по отношению к конкретным условиям, наличному бытию, данной ситуации» [58, с. 345].

Экзистенциальная психология за годы своего существования не завела самостоятельного метода экспериментальных исследований. По этой причине экзистенциальную психологию иногда относят к «экспириентальным» (от английского слова «experience» – опыт) направлениям психологии. Экзистенциальные психологи в методическом плане больше доверяют интуиции, эмпатии и глубокому межличностному пониманию, нежели формализованному эксперименту. Опыт межличностного постижения для них – источник самой надежной и валидной информации о человеке. За это экзистенциальную психологию упрекают в недостаточной научной строгости и низкой степени академизма. Но, как полагают сами экзистенциальные психологи, академическая психология с ее экспериментальными схемами «убивает» человеческое в человеке, умерщвляет человеческий дух, дегуманизирует людей. Поэтому при решении сугубо человеческих проблем – веры, личной религии, смысла жизни – экзистенциалисты тщательно избегают экспериментальных методов. Кроме того, они убеждены в том, чт

о статистические модели, которыми изобилует современная академическая психология, заметно усредняют личность человека, в то время как он – неповторимая уникальность. В экзистенциально-психологических работах не менее широко культивируются качественные методы идеографического анализа – биографический нарратив, контент-анализ личных документов, толкование сновидений и свободных ассоциаций и др. В этой связи работы экзистенциальных психологов славятся яркими феноменологическими описаниями явлений душевной жизни. Однако основные труды по экзистенциальной психологии написаны в стиле философских трактатов и содержат в основном результаты теоретического анализа. Поэтому проблема метода для экзистенциального психолога остро не стоит. В практике экзистенциальной психотерапии также возникает потребность в получении эмпирических сведений, но здесь психотерапевты ограничиваются клинической беседой и сбором психологического анамнеза о личности пациента.

Иногда экзистенциальную психологию приравнивают к феноменологическому подходу в психологии. Существует даже официальное название «экзистенциально-феноменологический подход». Такая позиция является не совсем правомерной, поскольку экзистенциальная психология и феноменологическая психология представ-

ляют собой самостоятельные течения. Феноменологическая психология занимается реконструкцией внутренних переживаний человека, воссозданием структуры и динамики субъективного опыта. С точки зрения феноменологической психологии, психическому отражению присуще не столько свойство объективности, сколько субъективизм. Один из главных идеологов феноменологической психологии Амадео Джиорджи утверждает: «Человек – существо субъективное, которое доверяет больше своим внутренним переживаниям, чем объективной информации, живет скорее своими впечатлениями об окружении, чем теми сигналами, которые оно ему посылает» [92, с. 29]. Это связано с тем, что индивид реагирует на ситуацию, исходя не из ее объективных условий, а из субъективных представлений о ней.

Феноменологический подход проник в современные концепции и теории из разных отраслей психологии. Например, в области изучения жизненных событий популярность завоевало высказывание Эпикура: «Важны не сами события, а то, что мы думаем о них». Данный афоризм нашел воплощение в понятиях «когнитивной ситуации», «воспринимаемой ситуации», «субъективной ситуации». Вполне естественно, что некоторые экзистенциальные психологи оказываются под влиянием феноменологического подхода. Это, в частности, проявляется в использовании методов феноменологического анализа субъективных переживаний человека. Но использование феноменологического метода еще не делает экзистенциальную психологию феноменологической психологией. Как пишет Д. А. Леонтьев: «Экзистенциальная психология перекликается с феноменологической психологией, однако не совпадает с ней, несмотря на оправданность в ряде случаев понятия «экзистенциально– феноменологическая психология». Сущность феноменологического подхода заключается в анализе непосредственных пере

живаний в их максимальной конкретности и полноте и стремлении избежать сведения реальности переживания к теоретическим, категориальным и интерпретативным схемам. Это подход к постижению субъективной реальности, в то время как экзистенциальная психология охватывает более широкий контекст реальных, практических взаимоотношений субъекта с миром, то есть онтологический, а не только феноменологический анализ» [44, с. 3].

В последнее время идеи экзистенциальной психологии стали активно просачиваться в работы российских и белорусских психологов. Так, известный российский исследователь В. Н. Дружинин предпринял попытку типологического анализа различных ва-

риантов жизни, доступных современному человеку. По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» [30, с. 12]. Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Причем

в этом способе интегрируются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

«Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором лич-

ности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над сво-

< Назад | Дальше >