Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

К.В.Карпинский "Психология жизненного пути личности"

выдвинул А. Н. Леонтьев. По его мнению, личностное развитие

«начинается с того, что субъект действует ради поддержания своего существования; оно приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать – делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое предназначение» [40, с. 225]. Эта формула точно передает путь развития духовной личности, путь эволюции смысловой сферы личности. На этом пути личность проходит ступени эгоцентрических ценностей и смыслов, группоцентрических ценностей и смыслов, пока не выйдет на уровень просоциальных и общечеловеческих ценностей и смыслов. С точки зрения Б. С. Братуся, три названные уровня развития смысловой сферы личности являются последовательными этапами развития духовности [19].

Но каков вклад духовности в свободу личности? Ответим на этот вопрос словами Д. А. Леонтьева: «Духовность, как и свобода и ответственность, – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Поэтому принятие решений зрелой личностью – это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который, вне зависимости от его исхода, обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто его прогнозировать. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность равнозначна однозначности, предопределенности»

[45, с. 36]. Духовность, таким образом, образует ценностное основание свободы, которое отвечает на вопрос о том, ради чего реализуется личностью ее свобода.

В завершение данного вопроса рассмотрим различные варианты личностного развития и выделим среди них те, которые соответствуют становлению автономной и саморегулирующейся личности.

Одну из самых обстоятельных попыток определить условия развития свободной личности предпринял Сальваторе Мадди. В структуре человеческих нужд Мадди выделяет три группы потребностей – физиологические, социальные и психологические. Если физиологические и социальные потребности характеризуют лич-

ность лишь косвенно, то психологические потребности – символизации, воображения и суждения – конституируют ее. Психологические потребности в совокупности слагают интегральную потребность личности – потребность в поиске смысла. «В конечном счете, цель или объект всех трех психологических потребностей, вместе взятых, – увеличение смысла. Отчетливо что-то осознать – значит вложить в это больше смысла, чем оно бы имело, будучи неосознанным. Стремиться к изменениям – значит пытаться повысить осмысленность переживания, делая его более волнующим, менее скучным. Наконец, упорядочивать опыт в свете ценностных суждений и предпочтений – значит повышать его осмысленность, помещая в личностный контекст» [98, с. 153].

На основе баланса трех групп потребностей в структуре личности и приоритета их реализации в жизнедеятельности выделяются два отличные типа личностного развития. Конформистский тип личностного развития и существования основывается на биологических и социальных потребностях, которые навязывают человеку логику удовлетворения сиюминутных нужд и следования социальным нормативам. Конформист всецело отдается во власть социальной системы, над ним довлеют биологические импульсы, он пасует перед необходимостью воплощения смысла жизни и необходимостью контролировать свой жизненный путь. Индивидуалистический тип личностного развития и существования опирается на сильно выраженные психологические потребности, в особенности на потребность в поиске смысла жизни. Индивидуалист реализует смысловую логику регуляции жизненного пути, поступаясь, где необходимо, своими биологическими и социальными потребностями. Он не подстраивается под социальные нормативы, биологические импульсы не диктуют ему готовых решений; он свободно и отв

етственно детерминирует свою жизнь.

Более подробный анализ условий развития личностной свободы предлагает И. Р. Калитеевская. В качестве объекта исследования привлекались лица подросткового и раннего юношеского возраста, что было продиктовано формулировкой исследовательской гипотезы. Суть гипотезы такова: основы психологических механизмов свободы и ответственности закладываются в подростковом возрасте, на выходе личности из «горнила» подросткового кризиса. Указанные механизмы выступают в качестве основных психологических новообразований, которые способствуют преодолению возрастных противоречий на этапе юности. Благодаря свободе и ответственности подросток оказывается способным практически

реализовать свои притязания на взрослость. Опираясь на эмпирические данные, Е. Р. Калитеевская вычленила четыре типа личностного развития в подростково-юношеском возрасте [34].

Автономный тип развития личности характерен для людей с устойчивым положительным самоотношением, опорой на внутренние ценностные критерии выбора, чувством личной ответственности за последствия поступков. Родители, как правило, воспитывают их в атмосфере доверия, делегируют им инициативу и возлагают на них обязательства. В целом стиль родительского воспитания крайне демократичен и пропитан духом уважения личности подростка. Автономный тип личностного развития – единственный, в котором становление механизмов свободы и ответственности происходит синхронно и не блокируется внешними и внутренними условиями.

Импульсивный тип личностного развития в большей мере свойственен мальчикам, чем девочкам. Импульсивность противостоит произвольным формам саморегуляции поведения личности. Зачатки импульсивности следует вести из родительской семьи, где подросток воспитывается в духе гиперпротекции либо в стиле явного отвержения и жесткого подавления инициативы. Родители или потакают запросам ребенка, или, наоборот, «душат» всякие попытки самовыражения. Людей, относящихся к данному типу, характеризует диффузное самоотношение с отрицательным или амбивалентным знаком, а также низкий уровень интернальности.

Конформный тип личностного развития, напротив, присущ в подавляющей массе девочкам. У людей данного типа можно констатировать нестабильное самоотношение, преобладающую ориентацию на внешние критерии принятия решений и высокую экстернальность. В родительской семье их взращивают в неблагоприятном эмоциональном климате явного или скрытого отвержения. Распространена также воспитательная ситуация, в которой родители давят на ребенка непомерными ожиданиями. Такие люди вырастают чрезвычайно конформными и зависимыми, ими легко манипулируют другие в коммуникативных ситуациях.

Симбиотический тип личностного развития прослеживается и у юношей, и у девушек. Им присуще негативное самоотношение, некритическая ориентация на нормы социального окружения и чрезвычайно высокая экстернальность. Родители воздействуют на них в гиперопекающем стиле. Как результат, складываются извращенные симбиотические формы отношений между родителями и детьми, которые экстраполируются на отношения между сверстниками и

дальше проецируются на собственную семью. Личность приучается подчиняться ценностям партнера по психологическому симбиозу, но при этом нести ответственность за реализацию его ценностей. Метафорически говоря, это ситуация человека, не имеющего права голоса, но ответственного за результаты голосования.

< Назад | Дальше >