Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

109. Думаю, что моя судьба сложится все ровно не так, как бы мне хотелось теперь.

110. Уверен, что в жизни я на своем месте.

Шкала 1: закрытость-открытость [или внутренняя че­стность] (14 пунктов).

В шкале выражено глубокое или поверхностное проникнове­ние в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе. Закрытость, поверхностное отношение к себе соответствует вы­соким значениям полюса шкалы при подсчете суммарного балла. «Закрытость-открытость» близко к такому измерению как осоз­нанность «Я», которое М. Розенберг включает в общую структуру рефлексивного «Я» [109].

Шкала отражает преобладание одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо – конформности или выраженности мотивации социального одобрения. Достоверность результатов диагностики по методике контролируется результатами данной шкалы. Высо­кие оценки по шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с Я-концепцией, а также о тенденции давать социально-желательные ответы. Результаты диагностики испытуемых, имеющие 9-10 стенов по этой шкале, следует считать недостоверными.

Шкала максимально коррелирует со шкалами «лжи» («L+» по ММИЛ), а также – с подчиняемостью (Е-), отрицанием тревоги и

проблем (Q4-) и отрицанием социально неодобряемых тенденций и желаний (4- по ММИЛ).

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов) Шкала отражает отношение к себе как к уверенному, само­стоятельному, волевому и надежному человеку, которого есть за что уважать. Положительный полюс соответствует самоуверен­ности, высокому самоотношению, ощущению силы своего «Я». Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью своими воз­можностями, ощущением слабости, с сомнением в способности вызывать уважение. Схожие факторы, такие как самоуважение, чувство компетентности, выделяются многими исследователями. Пункты именно такого содержания лежат в основе большинства шкал глобальной самооценки или общего самоуважения.

Фактор связан с социальной смелостью и отсутствием внут­ренней напряженности (Н+ и Q- по 16ЛФ), с хорошей социальной приспособляемостью, отрицанием проблем, депрессивных состо­яний и аутичности (К+, О-, F-, 2-, 8- по ММИЛ), а также с внутрен­ним локусом контроля, преимущественно в сфере достижения (Ио+, Ид+ по У КС).

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов)

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и ре­зультатов, касающихся как деятельности, так и собственной лич­ности субъекта, является он сам. Человек с высокими баллами по шкале отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стер­жень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках; испытывает чувство обоснованности и последовательнос­ти своих внутренних переживаний и целей. Ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справ­ляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Про­тивоположный полюс фактора связан с верой субъекта в подвлас­тность его «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляци­ей, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных осо­бенностей в себе самом.

Хорошие возможности саморегуляции и самореализации свя­заны с отсутствием внутренней напряженности (Q4- по 16 ЛФ). Положительный полюс фактора содержит, в основном, социально

одобряемые качества, с чем связана, по-видимому, корреляция со шкалами социальной желательности (L+ по ММИЛ). Конструкт, лежащий в основе этого измерения самоотношения, близок по со­держанию к такой психологической переменной, как локус контро­ля, о чем и говорят корреляции с интернальностью (Ио+, Ид+, Ин+, Ип+ по УКС). Содержание этого фактора имеет специфику по от­ношению к локусу контроля. Если последний выражает обобщен­ное представление субъекта об управляемости и предсказуемос­ти мира, включая и результаты деятельности самого субъекта, то рассматриваемый фактор самоотношения отражает, в первую оче­редь, чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемо­сти собственного «Я». Это специфическое измерение, близко по содержанию одному из аспектов локуса контроля, выделяемому рядом авторов и называемому «личный контроль».

Шкала 4: отраженное самоотношение (11 пунктов)

Содержание данного фактора отражает представление субъек­та о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание -или противоположные им чувства (низкие значения по шкале). Речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвос­хищаемом, отраженном отношении этих людей, т.е. о самоотноше­нии самого субъекта. «Отраженное самоотношение связано... с образом обобщенного другого, а не с прогнозированием отноше­ния от конкретных значимых людей» [57, с. 80].

Вместе с тем, корреляция с другими методиками показывает, что этот аспект самоотношения, по-видимому, связан с реальны­ми отношениями, демонстрируемыми другими людьми. Так, впол­не правдоподобно предположение, что эмоционально открытый и приверженным групповым нормам субъект (А+, Q2- по 16 ЛФ), не склонный к ассоциативному поведению и хорошо контактирующий с другими (4-, О- по ММИЛ), действительно вызывает положи­тельное отношение окружающих, что и отражается в его самоот­ношении. С этим согласуются и данные о внутреннем локусе конт­роля такого субъекта, что также является социально одобряемым качеством.

Шкала 5: самоценность (14 пунктов)

Положительный полюс фактора отражает ощущение ценнос­ти собственной личности и, одновременно, предполагаемую цен­ность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную

оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям ду­ховности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Противоположный полюс шкалы гово­рит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке сво­его духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Полученный фактор хорошо соотносится с выделяемыми мно­гими исследователями измерениями «Я» как ценность. Корреля­ции с другими опросниками (ММИЛ, 16 ЛФ) не достигают прием­лемого уровня значимости.

< Назад | Дальше >