Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Архитектурное проектирование удобных гостиниц и отелей ARHPLAN.ru/buildings/hotel

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

n – число предложенных качеств личности (n=20); d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчи­тать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое получен­ное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d2), суммируют и сумму (Sd2) вно­сят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упро­щенный вид:

г = 1-1

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в ин­тервале от -1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незна­чимую связь (или ее отсутствие) между представлениями челове­ка о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым ин­струкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь озна­чает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего «идеального-Я» и «Я-реального».

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свиде­тельство наличия значимой положительной связи между «Я-иде-альным» и «Я-реальным». Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до +0,89, тенденции к завышению. Но, значения от +0,9 до +1 часто выражают неадек-

ватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента кор­реляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой от­рицательной связи между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Он от­ражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представле­нию, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпре­тировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на спосо­бе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эта­лонных качеств желаемого и нежелаемого «образа-Я». Испытуе­мого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те каче­ства личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют «положительное» множество, а в другой ряд – те ка­чества, которые нежелательны, то есть составляют «отрицатель­ное» множество.

Инструкция испытуемому: «Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хоте­ли бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пиши­те. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важ­но только одно: хотите его иметь или нет».

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выб­ранных эталонных качеств «положительного» и «отрицательного» множества.

Инструкция испытуемому: «Просмотрите внимательно сло­ва, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте кре­стиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи».

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, воспри­имчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, зави­стливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнитель­ность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозритель­ность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, раз­вязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов са­мооценки по «положительному» (СО+) и «отрицательному» (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (H). Фор­мулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+М-СО+ = -;СО- = -;где

< Назад | Дальше >