Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

Присвоение педагогами способов конструктивного (развитого позитивного) самоотношения. Участникам прак­тикума предлагается разделиться на пары и в ходе беседы узнать как можно больше друг о друге как о субъекте педагогического взаимодействия. Создание условий для активизации процесса лич­ностной рефлексии, самоопределения участников по отношению к себе как субъектам социальной активности осуществляется с по­мощью приема «рефлексивные зеркала». Участникам практикума предлагается стать за спину того, с кем он беседовал в паре, и от его имени ответить на три вопроса:

- в моем отношении к себе нравится ... ;

- хочу в отношении к себе изменить ... ;

- при этом в себе могу опереться на ... .

Ведущий занятия задает следующую форму начала высказы­вания участников: «Я как педагог, который стремится быть успеш­ным во взаимодействии с учениками...». Если в группе наблюда­ются затруднения с презентацией своих коллег, то ведущий может выступить примером выполнения данного упражнения.

Достижение поставленных целей возможно благодаря тому, что участники углубляют процесс самоосмысления за счет отра­женного понимания их другими участниками. Камерность же про­исходящего, принятие и поддержка группы создают возможность преодоления тревоги перед изменением отношения к себе.

Определение перспектив реализации конструктивно­го самоотношения. На заключительном этапе работы участни­ки делятся на три группы. Каждой группе предлагается разрабо­тать и представить на «общий круг» микропроекты в форме док-

лада о способах формирования и перспективах реализации участ­никами конструктивного самоотношения с целью создания усло­вий успешного педагогического взаимодействия. Разработанные проекты заявляются на «общем круге». С целью социально-психо­логической экспертизы микропроектов проводится «позициональ-ная дискуссия» [22]. Каждой группе, подготовившей и предъявив­шей доклады, в дискуссии отводится определенная роль. Так, пер­вая группа сосредотачивает свое внимание на выявлении позитивных сторон проекта, позволяющих успешно его реализовать в жизни. Задача второй группы заключается в определении слабых сторон проекта. Функция третьей группы состоит в поиске и анализе кон­структивных моментов в изложенных проектах. После каждого доклада и его «ревизии» методом позиционной дискуссии группы меняются своими ролями. Например, группа, которая была занята выявлением сильных сторон проекта, берет на себя функцию осу­ществления поиска интегрированных способов решения. Описан­ный метод организации дискуссии позволяет каждо

му участнику подойти к более глубокому, многостороннему обсуждению группо­вых проектов.

Интеграция результатов. По окончании обсуждения док­ладов участникам предлагается высказаться о своем самочув­ствии, об изменениях, которые у них возникли в ходе трех занятий.

Рефлепрактика завершается психотехнической процедурой, по­зволяющей завершить работу с позитивным эмоциональным состо­янием. Завершение практикума с хорошим эмоциональным настро­ением позволяет создать фон позитивного отношения участников к сформированным в ходе занятий личностным новообразованиям.

Результаты апробации предлагаемой психолого-педаго­гической программы позволяют говорить о том, что она явля­ется достаточно эффективным средством активизации процесса формирования развитого позитивного самоотношения педагога. Изменения по результатам участия в рефлепрактике осуществля­ется через «расширение» отношения педагогов к себе в сторону позитивности и гармоничной представленности его подсистем. В целом формирующую динамику можно охарактеризовать как про­цесс выстраивания на основе ограничивающего профессиональную самореализацию отношения педагога к себе (усеченного, негатив­ного или конфликтного самоотношения) такого самоотношения, которое способствует данной самореализации (позитивного разви­того самоотношения).

Вместе с тем наблюдается определенная специфика измене­ния самоотношения педагогов в зависимости от его типологичес­ких особенностей. Так, изменение оценочного самоотношения осуществляется в направлении формирования у педагогов пред­ставления о том, что их личность способна вызвать уважение и симпатию учеников и коллег по профессии (отраженное самоотно­шение), усиления переживания ценности своей личности (самоцен­ность), талерантности к своим недостаткам (самопринятие). Дан­ный процесс протекает на фоне существенного снижения уровня самообвинения педагогов с оценочным типом самоотношения. У педагогов с эмоциональным типом самоотношения по итогам уча­стия в рефлепрактике формируется представление о том, что их личность, характер или деятельность способны вызвать у учени­ков уважение, симпатию, одобрение и понимание (отраженное са­моотношение). Наконец, преодоление негативного отношения пе­дагогов к себе (уничижительный тип самоотношения) осуществ­ляется благодаря формированию основы представления о том, что ос

новным источником их активности являются они сами (самору­ководство), складыванию более терпимого отношения к своим не­достаткам (самопринятие). Данные изменения самоотношения протекают на фоне существенного снижения самообвинения.

Наиболее сенситивными к содержанию психолого-педагоги­ческой программы оказались учителя с оценочным и уничижитель­ным типами самоотношения. Причина такого факта кроется в со­держании отношения к себе этих педагогов. Оценочное самоотно­шение преимущественно формируется на интерсубъективном уровне оценки в форме операций социального сравнения, или срав­нения себя с выработанными в обществе нормами и эталонами. Отсюда педагоги, ядро самоотношения которых составляет само­уважение (оценочный тип самоотношения), достаточно зависимы от социальных норм, собственных профессиональных успехов и оценок окружающих. Уничижительное самоотношение, если оно не отражает патологических нарушений личности педагога, является по своей психологической природе переходной формой. Конфликт­ность уничижительного самоотношения уже само по себе предпо­лагает неудовлетворенность «Я» как субъектом взаимодействия с учениками. Необходимо отметить, что способность к значитель­ной динамике отношения к себе педагогов данных групп сочетает­ся с

их меньшей способностью сохранить приобретенные в ходе рефлепрактики изменения в полном объеме.

По итогам рефлексивного практикума педагоги с эмоциональ­ным типом самоотношения обнаружили некоторое сопротивление процессу самоизменения. Динамика их отношения к себе осуществ­ляется на фоне самообвинения, агрессивного поведения к ведущему занятия, участникам рефлепрактики. Вместе с тем, изменение са­моотношения данных педагогов являются наиболее устойчивыми.

В результате участия в программе наблюдаются значитель­ные изменения не только отношения педагогов к себе как к субъек­там взаимодействия с учениками, но и их личности в целом. Про­фессиональный и личный модусы их бытия приобретают способ­ность взаимообогащать друг друга. Участие в рефлепрактике способствует формированию начальной способности педагогов конструктивно переносить их жизненный опыт общения в педаго­гическую деятельность, а профессиональный опыт может стать одним из источников личной самореализации.

Предлагаемая психолого-педагогическая программа не дол­жна использоваться как единственное средство формирования по­зитивного развитого самоотношения. Ее результаты требуют даль­нейшего закрепления. Более устойчивому и глубокому самоизме­нению педагогов с уничижительным типом самоотношения способствует их индивидуальное консультирование до и после про­ведения рефлепрактики. Позитивным условием реализации пред­лагаемой психолого-педагогической программы является участие в ней учителей с уже позитивным развитым самоотношением.

Рекомендуемая литература

< Назад | Дальше >