Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

себе, сомневается в себе, переживает

конфликтность "Я").

Унич ижительное

самоотношение

С помощью «метода графического моделирования» [22] за­дается единое для всех участников направление рефлексивного анализа, целостно охватывающее содержательные характеристи­ки самоотношения.

На втором этапе организуется рефлексивный анализ педаго­гами содержания их самоотношения. С этой целью участникам, разделенным натри равные по количеству членов группы, предла­гается наполнить содержанием один из трех типов самоотноше­ния, полученный ими по жребию. В силу того, что ведущим реф-лепрактики предъявляется лишь обобщенная модель типологии самоотношения, для участников организуется широкое поле для глубокого осмысления содержательных и структурных характери­стик индивидуальных особенностей их самоотношения. Им (учас­тникам) также предлагается осуществить анализ проблем педаго­га с определенным типом отношения к себе в процессе взаимо­действия с учениками. Выявленные в ходе обсуждения конфликтные ситуации педагогического взаимодействия, которые препятствуют самореализации учителя, фиксируются на бумаге.

Осмысление ограничений самоотношения педагогов в контексте их профессионально-личностной самореализации организуется с помощью метода «рефлексивных инверсий», «соци­альной импровизации» и «динамического психографирования» [22].

Участникам занятия предлагается вспомнить образы художе­ственных персонажей (прием «культурный аналог»), наиболее со­ответствующих по своим личностным характеристикам педагогам с тем или иным типом самоотношения. Обращение к культурному аналогу придает процессу осмысления педагогами их самоотно­шения дополнительный импульс к его углублению через сотворче­ство с мировой культурой.

Затем участники рефлепрактики инвертируют имена художе­ственных персонажей («метод рефлексивных инверсий»). Исполь­зуя фонетическое звучание и смысловое содержание, они приду­мывают новые имена персонажам, которые никогда не существо­вали. Порожденные имена должны включать в себя смысловые и звуковые ассоциации от прежнего имени, и одновременно быть от­личным от него. Педагогам рекомендуется не стесняться, делать первые попытки и высказывать даже абсурдные, смешные и упро­щенные варианты. Инвертируемые имена пишутся на карточках и разыгрываются между членами группы в лотерее. Таким обра­зом, каждый педагог присваивает себе то или иное инвертируемое имя. Присвоив это имя, он проделывает мыслительную работу,

направленную на создание его характерологического амплуа («ме­тод рефлексивных версификаций»). «Версификацию» предлагает­ся проводить в парах, что позволяет создать ситуацию сотворче­ства, эмоциональной взаимоподдержки.

Методы рефлексивных инверсий и версификаций направлены на формирование у педагогов гибкости и пластичности мыслительных процессов, способности к целостному и адекватному самоанализу.

Процесс осмысления и переосмысления педагогами ограни­чений их отношения к себе углубляется посредством психологи­ческой импровизации. Участники обращаются к ранее сформули­рованным конфликтным педагогическим ситуациям, выделяют в них главных действующих лиц, распределяют роли и осуществля­ют импровизацию проблемной ситуации с позиции присвоенного «инвертированного образа». Участники других групп наблюдают за импровизацией. После импровизаций, в ходе которых они могут «пережить» различные модели самоотношения (в качестве акте­ров и наблюдателей), участникам предлагается высказаться о своих переживаниях по итогам драматизации. Это позволяет преодолеть возможное эмоциональное напряжение и перейти к рефлексивному анализу произошедшего. Созданный в ходе психоимпровизации «рефлексивный иномир» является необходимым пространством для личностного самоопределения, он выступает как условие разотож-дествления и переосмысления ограничений самоотношения. При этом импровизация от имени инвертируемых персонажей обеспе­чивае

т максимальную защищенность участников от случайных психологических травм.

Анализ события, направленный на овладение, присвоение уча­стниками «конструктивного» отношения к себе предлагается осу­ществить с помощью «метода динамического социографирования». В ходе его реализации на доске в виде фигурок изображаются все действующие герои импровизации в той последовательности, в ко­торой они включаются в разрешение проблемной ситуации. После воссоздания целостной картины события ими осуществляется реф­лексивный анализ противоречий, которые препятствовали конст­руктивному разрешению конфликта, а также характеристик само­проявлений участников, способствующих нарастанию напряжения, конфронтации, создающих «ощущение тупика» [12].

Интеграция результатов. В завершение занятия участникам предлагается высказаться о том, с какими проблемами они столк­нулись в ходе работы за день, что нового они узнали о себе как субъек­те педагогического взаимодействия.

Занятие третье

Цель занятия: присвоение развитого позитивного отношения учителя к себе как к субъекту педагогического взаимодействия.

Ожидаемые результаты: конструктивное преодоление кон­фликтности «Я», присвоение педагогами более зрелого (развитого и позитивного) отношения к себе как субъекту педагогического взаимодействия; закрепление приобретенных на занятиях личнос­тных новообразований.

Ход занятия:

Третье занятие начинается с обсуждения общего самочув­ствия и психологической разминки. Разминка проводится в форме социально-психологического упражнения.

< Назад | Дальше >