Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

К наиболее адекватным методам создания «иномира» можно отнести метод «рефлексивных инверсий» (С.Ю.Степанов). Этот метод направлен на создание возможности личностного разотож-дествления и рефлексивной отстраненности педагога от стерео­типного способа самоотношения. Метод «рефлексивных инверсий» реализуется в форме психодраматической импровизации не в сво­ем обычном амплуа, а в амплуа культурного прототипа, имя кото­рого особым образом «инвертировано» (изменено), а затем насы­щено психологическим содержанием («версифицировано»).

Концептуализация. «Концептуализация» может выступить в качестве методического приема, который активизирует осмысле­ние и переосмысление педагогом себя как субъекта педагогичес­кого взаимодействия. Данный прием позволяет участникам реф­лепрактики «обнаружить» новые смыслы «Я», интегрировать их в целостную систему. Он представляет собой организацию процес­са смыслотворчества, который протекает как обобщение социаль­но-психологических содержаний и осуществляется в форме типо-логизации, казуального анализа, моделирования, схематизации [80].

Психолого-педагогическая программа формирования развито­го позитивного самоотношения учителя может быть организована на основе следующих принципов [22]:

- соотнесенность с реальной профессиональной практикой: позволяет создать возможность для участников органично, макси­мально эффективно осуществить перенос полученного рефлексив­ного опыта в свою профессиональную деятельность. Рефлексив­но-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в от­дельности должны осуществляться исходя из конкретных интересов участников рефлексивного практикума;

- необходимость «проживания» знаний перед их теоретичес­ким осмыслением: основанием данного принципа выступает обще­принятое положение о том, что истина не может быть преподана, она может быть только пережита;

- нивелирование статусных барьеров, создание атмосферы личностной защищенности: это позволяет смягчить страх критики и боязнь наказания за совершаемые ошибки, способствует генери­рованию участниками рефлепрактики инновационных идей;

- взаимодополнительность и взаиморазвитие интересов всех уча­стников: создает возможность аккумулировать не только свой жиз­ненный опыт, но, что особенно важно, достижения группы в целом;

- единство проблемно-смыслового поля: способствует орга­низации пространства рефлексивно – инновационного практикума с учетом реальных проблем и противоречий, существующих в жиз­ненном опыте участников рефлепрактики;

- построение рефлексивной среды сотворчества: создание благоприятного климата и возможности каждому участнику цело­стно и многосторонне осмыслить себя как субъекта социальной активности.

4.2. Психолого-педагогическая программа формирования развитого позитивного самоотношения учителя

Психолого-педагогическая программа формирования развито­го позитивного отношения педагогов к себе включает три занятия. Количество участников на занятии ограничивается 15-18 учителя­ми в расчете на одного тренера. Результативность программы по­вышает участие в ней педагогов с различными типами самоотно­шения. Проводить занятия имеет право психолог-практик, который знаком с теоретическими положениями рефлексивно-гуманисти­ческой психологии сотворчества, обладает навыками проведения рефлексивно-инновационного практикума.

Занятие первое

Цель занятия: актуализация потребности участников рефлеп­рактики в профессионально – личностной самореализации.

Ожидаемые результаты: доверительные и сотворческие отношения между участниками занятия; коммуникативно-интел­лектуальное пространство, в котором сохраняется, поддерживает­ся и культивируется процесс смыслотворчества; осознание каж­дым педагогом проблемных областей его профессионально-лич­ностной самореализации.

Ход занятия:

Организация оптимального психологического про­странства в виде круга. Вступительное слово ведущего о целях, содержании и формах предстоящей работы, установление регла­мента. Целью рефлепрактики заявляется самосовершенствование учителя как субъекта педагогического взаимодействия.

Знакомство. Занятия со слушателями начинаются со зна­комства. Каждому участнику рефлепрактики предлагается на-

звать имя, которым он хотел бы называться в ходе занятия. Пе­дагогам предлагается вспомнить любимого в детстве героя сказ­ки или мультфильма. Такая форма знакомства направлена на со­здание доброжелательной и доверительной атмосферы в группе как важнейшего психологического условия сотворчества, лично­стного изменения. Обращение к детству позволяет актуализиро­вать интерес участников к интимным сторонам своего «Я», «на­строить» их на поиск ценностного, неповторимого в себе и окру­жающих. Кроме того, наивно-творческие «детские» переживания позволяют участникам рефлепрактики быть более открытыми общению и самоосмыслению.

Установление норм и правил внутригруппового взаи­модействия. С целью формирования культуры сотворческого, эф­фективного взаимодействия в группе, создания обстановки, кото­рая может максимально стимулировать не только коммуникатив­ную, кооперативную и интеллектуальную, но и личностную рефлексию педагогов, участникам предлагаются следующие нор­мы и правила:

- в процессе обсуждения проблем всем участникам настоя­тельно рекомендуется не использовать оценочные суждения: пло­хой-хороший, добрый-злой, реально-нереально и т.п.;

< Назад | Дальше >