Разделы сайта
Реклама
Реклама
Здесь могла быть ваша реклама
Статистика
А.М.Колышко "Психология самоотношения"
К наиболее адекватным методам создания «иномира» можно отнести метод «рефлексивных инверсий» (С.Ю.Степанов). Этот метод направлен на создание возможности личностного разотож-дествления и рефлексивной отстраненности педагога от стереотипного способа самоотношения. Метод «рефлексивных инверсий» реализуется в форме психодраматической импровизации не в своем обычном амплуа, а в амплуа культурного прототипа, имя которого особым образом «инвертировано» (изменено), а затем насыщено психологическим содержанием («версифицировано»).
Концептуализация. «Концептуализация» может выступить в качестве методического приема, который активизирует осмысление и переосмысление педагогом себя как субъекта педагогического взаимодействия. Данный прием позволяет участникам рефлепрактики «обнаружить» новые смыслы «Я», интегрировать их в целостную систему. Он представляет собой организацию процесса смыслотворчества, который протекает как обобщение социально-психологических содержаний и осуществляется в форме типо-логизации, казуального анализа, моделирования, схематизации [80].
Психолого-педагогическая программа формирования развитого позитивного самоотношения учителя может быть организована на основе следующих принципов [22]:
- соотнесенность с реальной профессиональной практикой: позволяет создать возможность для участников органично, максимально эффективно осуществить перенос полученного рефлексивного опыта в свою профессиональную деятельность. Рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны осуществляться исходя из конкретных интересов участников рефлексивного практикума;
- необходимость «проживания» знаний перед их теоретическим осмыслением: основанием данного принципа выступает общепринятое положение о том, что истина не может быть преподана, она может быть только пережита;
- нивелирование статусных барьеров, создание атмосферы личностной защищенности: это позволяет смягчить страх критики и боязнь наказания за совершаемые ошибки, способствует генерированию участниками рефлепрактики инновационных идей;
- взаимодополнительность и взаиморазвитие интересов всех участников: создает возможность аккумулировать не только свой жизненный опыт, но, что особенно важно, достижения группы в целом;
- единство проблемно-смыслового поля: способствует организации пространства рефлексивно – инновационного практикума с учетом реальных проблем и противоречий, существующих в жизненном опыте участников рефлепрактики;
- построение рефлексивной среды сотворчества: создание благоприятного климата и возможности каждому участнику целостно и многосторонне осмыслить себя как субъекта социальной активности.
4.2. Психолого-педагогическая программа формирования развитого позитивного самоотношения учителя
Психолого-педагогическая программа формирования развитого позитивного отношения педагогов к себе включает три занятия. Количество участников на занятии ограничивается 15-18 учителями в расчете на одного тренера. Результативность программы повышает участие в ней педагогов с различными типами самоотношения. Проводить занятия имеет право психолог-практик, который знаком с теоретическими положениями рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества, обладает навыками проведения рефлексивно-инновационного практикума.
Занятие первое
Цель занятия: актуализация потребности участников рефлепрактики в профессионально – личностной самореализации.
Ожидаемые результаты: доверительные и сотворческие отношения между участниками занятия; коммуникативно-интеллектуальное пространство, в котором сохраняется, поддерживается и культивируется процесс смыслотворчества; осознание каждым педагогом проблемных областей его профессионально-личностной самореализации.
Ход занятия:
Организация оптимального психологического пространства в виде круга. Вступительное слово ведущего о целях, содержании и формах предстоящей работы, установление регламента. Целью рефлепрактики заявляется самосовершенствование учителя как субъекта педагогического взаимодействия.
Знакомство. Занятия со слушателями начинаются со знакомства. Каждому участнику рефлепрактики предлагается на-
звать имя, которым он хотел бы называться в ходе занятия. Педагогам предлагается вспомнить любимого в детстве героя сказки или мультфильма. Такая форма знакомства направлена на создание доброжелательной и доверительной атмосферы в группе как важнейшего психологического условия сотворчества, личностного изменения. Обращение к детству позволяет актуализировать интерес участников к интимным сторонам своего «Я», «настроить» их на поиск ценностного, неповторимого в себе и окружающих. Кроме того, наивно-творческие «детские» переживания позволяют участникам рефлепрактики быть более открытыми общению и самоосмыслению.
Установление норм и правил внутригруппового взаимодействия. С целью формирования культуры сотворческого, эффективного взаимодействия в группе, создания обстановки, которая может максимально стимулировать не только коммуникативную, кооперативную и интеллектуальную, но и личностную рефлексию педагогов, участникам предлагаются следующие нормы и правила:
- в процессе обсуждения проблем всем участникам настоятельно рекомендуется не использовать оценочные суждения: плохой-хороший, добрый-злой, реально-нереально и т.п.;
Copyright © 2008, mexus.ru