Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

Рефлексивно-инновационный практикум (далее рефлепракти-ка) ориентирован на культивирование неразрушимых способов фор­мирования рефлексивной культуры участников в процессе их твор­ческого взаимодействия (сотворчества). В нем преимущественно используются не прямые психолого-педагогические воздействия, а косвенные методы культивирования рефлексивных способнос­тей. Возникающее вследствие организованной таким образом реф­лексивной активности субъекта новообразование личности, как метко замечает С.Ю.Степанов, «оказывается «камешком», вызы­вающим лавинообразные преобразования в психических структу­рах и процессах» [79, с. 104]. При этом генерирование личностных новообразований без разрушения старого наличного опыта возможно благодаря «обеспечению постоянно развивающейся полноты (це­лостности) и увеличивающегося многообразия (полифонии) внут­ренней и внешней жизни каждого из его участников, как в отдель­ности, так всех... вместе» [22, с. 75]. Одним из важнейших меха­низмов этого процесса является расширение «поля акт

уальной рефлексии» педагога через втягивание в круговорот его осмысле­ния отодвинутой на задний план «потенциальной» части своего лич­ного и профессионального опыта.

В процессе формирования развитого позитивного самоотноше­ния педагога главный акцент может быть сделан на переосмысле­нии, «наращивании» уже сложившихся способов его отношения к себе, а не на навязывании ему новой культуры осмысления «Я». Такое «наращивание» возможно благодаря преодолению усеченного (од­ностороннего), акцентировано негативного или конфликтного само­отношения учителя, формирование его способности творчески, це­лостно осмысливать себя как субъекта педагогического взаимодей­ствия. Субъектом осмысления при этом выступает учитель, который, обращаясь к осуществляемому им педагогическому взаимодей­ствию (коммуникативная рефлексия), рефлексирует свое «Я» (лич­ностная рефлексия). Предметом его рефлексии выступает ситуа-

ция педагогического взаимодействия, а содержанием – устойчивые способы осмысления себя как субъекта данного взаимодействия.

Логика поэтапного формирования развитого позитивного отноше­ния педагога к себе может быть выстроена на основе предложенной С.Ю.Степановым модели рефлексивно-инновационного процесса. Рефлексия рассматривается данным исследователем как протекаю­щая парадоксальным образом в виде встречного и одновременного движения. «Смысловые содержания движутся как бы «изнутри-вов­не» в форме экспликации и опредмечивания в продуктах активности субъекта, а отображаемые содержания – «извне-вовнутрь» в форме персонификации... их путем включения в структуру подразумевае­мых содержаний «Я» как его новообразований» [79, с.51].

Движение «извне-вовнутрь» характеризуется тем, что отобра­жаемое человеком содержание внешней действительности в про­цессе рефлексии может превращаться в его внутреннее смысло­вое содержание, с которым далее человек начинает себя персони­фицировать. Движение «изнутри-вовне» охватывает процесс, когда очевидное представление человека о себе, оказавшись неадекват­ным объективной ситуации как задающей определенные требова­ния к осуществлению в ней субъекта, теряют свою изначальную смыслообразующую значимость. Утеряв смыслообразующую функцию, ранее стереотипные представления человека о себе при­обретают новый смысл, но уже в контексте и структуре более адек­ватного и целостного смыслового содержания, ставшего новым внутренним принципом [22].

В целостном рефлексивно-инновационном событии переосмыс­ления педагогом себя как субъекта педагогического взаимодействия можно обозначить следующие этапы: актуализация, разотождеств-ление, преумножение, интеграция. Актуализация – это процесс вов­лечения участников в процесс рефлексии наличного, чаще всего сте­реотипного способа отношения к себе. Осмысление педагогом сво­его «Я» на данном этапе заключается в экспликации им привычного способа отношения к себе как само собой разумеющегося. Разо-тождествление охватывает процесс «отхода» педагога от усечен­ного (одностороннего), негативного или конфликтного отношения к себе. В ходе осмысления отношения к себе учитель обнаруживает его ограничивающую функцию в отношении процессов самореали­зации, что приводит к переживанию конфликтности «Я». Преумно­жение – это процесс «открытия» педагогом новых смыслов «Я» в контексте его профессионально-личностной самореализации, пере­живание полифонии отношения к себе как к субъекту педагогичес-

кого взаимодействия. Стремление к снятию переживаемой конфлик­тности «Я» может привести на данном этапе к обнаружению раз­личных способов отношения к себе. Интеграция отражает завер­шающий этап творческого рефлексивного события, самоопределе­ния педагога по отношению к себе как субъекту педагогического взаимодействия. На этом этапе возникает новая гармоничная цело­стность осмысления себя, которая является основой для пережива­ния развитого позитивного отношения к себе.

Исходя из описанных выше закономерностей протекания реф­лексивно-инновационного события, нами предлагается следую­щая логика формирования развитого позитивного самоотношения педагога:

- актуализация потребности участников рефлепрактики в про­фессионально – личностной самореализации;

- актуализация стереотипов их отношения к себе, препятству­ющих данной самореализации;

- «проживание» различных моделей отношения учителя к себе как к субъекту педагогического взаимодействия;

- присвоение развитого позитивного отношения учителя к себе как к субъекту данного взаимодействия.

В качестве основных методических средств формирования развитого позитивного самоотношения педагога можно выделить такие как «прием культурных аналогов», «рефлексивно-инноваци­онная диагностика», «метод рефлексивных контрастов», создание «рефлексивного «иномира» и «концептуализация» [12; 13; 79].

Прием культурных аналогов. Целостное осмысление учи­телем себя как субъекта педагогического взаимодействия мо­жет быть организовано через процесс сотворчества с мировой культурой. Любая художественная или историческая ценность способна выступить в качестве рефлексивной формы или содер­жания того или иного отношения педагога к себе. Приобщение к культурному аналогу, исчерпание и развитие его смыслов благо­приятствует последующей концептуализации самоотношения пе­дагога, осмыслению его ограничений. Обращение участников рефлепрактики к образцам мировой культуры позволяет создать единые ценностные координаты рефлексивно-инновационной сре­ды, объединить их профессиональные и личностные цели. Попытка мыслить, чувствовать и действовать от лица выбранных образов активизирует процесс интенсивной рефлексии педагога, одновре­менно создавая при этом условия для его защищенности от слу­чайных психологических травм.

Сотворчество участников с «культурным аналогом» (С.Ю.­Степанов) строится на основе механизма идентификации. Если человек обнаруживает в предлагаемом образе одну или несколько значимых для себя черт, то при обращении к нему он проецирует все остальные содержания, которые чаще всего не осознаются, однако интуитивно ощущаются [81]. Происходящая смена объек­та рефлексии, процесс наделения образа чертами собственного «Я» значительно активизирует процессы личностной рефлексии.

Рефлексивно-инновационная диагностика. Разработанная в рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества рефлексив­но-инновационная диагностика направлена не столько на получение объективной информации об исследуемом феномене, сколько на со­здание условий для самоисследования субъектов образовательной деятельности. Данная цель реализуется благодаря созданию реф­лексивной среды, в которой педагог может наиболее полно осмыс­лить себя как субъекта педагогического взаимодействия.

Созданию ситуации максимально объемного, целостного ос­мысления педагогами себя при такой диагностике способствует метод «рефлексивных контрастов» [12; 13]. Данный метод реали­зуется в форме самоисследования и заключается в том, что педа­гог сознательно или бессознательно учитывает возможные проти­воположные альтернативы осмысления себя как субъекта взаи­модействия с учеником. Это позволяет ему увидеть себя в рефлексивном «кривом зеркале» двух крайностей отношения к себе: идеального (максимально способствующего самореализации) и антиидеального (крайне затрудняющего самореализацию). Реали­зация на практике приема рефлексивных контрастов предполагает, что педагог может сам определить характер контрастных вариан­тов отношения к себе.

Рефлексивный иномир. «Рефлексивный иномир» является основным методом обеспечения рефлексивно-инновационного про­цесса, организации особого пространства смыслотворчества. Дан­ное пространство по своему содержанию «максимально отдалено от исследуемой реальности и, таким образом, является наиболее неопределенным и, одновременно с тем, свободным для личност­ного и профессионального саморазвития участников ре флепракти­ки» [12, с. 78]. Его практическая ценность заключается в том, что оно позволяет выявить, осмыслить и переосмыслить личностные экзистенциональные феномены в их «чистом виде». Возникающая при этом «избыточность личностно-психологического материала» позволяет обеспечить свободу самоопределения каждого участ-

ника рефлепрактики, что является важнейшим гарантом их защи­щенности от случайных психологических травм [79].

< Назад | Дальше >