Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

pec «Я», неудовлетворенность собой и т.д. Движение по слож­ному и рискованному пути саморазвития, в отличие от защитной консервации, компенсации конфликтных или негативных устано­вок в адрес «Я» обусловлено целым рядом характеристик лич­ности: высоким уровнем ее рефлексивной культуры, когнитив­ной дифференцированности «Я-концепции», безусловным само­принятием, способностью обнаружить субъективные источники самоподкрепления и т.д.

Рекомендуемая литература

1. Пантелеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная сис­тема. -М: МГУ, 1991. – ПО с.

2. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения //Вопросы психологии. -1975. -№3.-0.62-73.

3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личнос­ти. -М. МГУ, 1989.-215 с.

4. Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом раз­витии личности: Дис.... д-ра. псих, наук: 19.00.04. -М, 1991. -107 с.

5. Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория не­вроза.-СПб.: Лань, 1997.-238С.

6. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: ИАП, 2001. – 256 с.

ГЛАВА4

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТОГО ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

4.1. Методические основы формирования развитого позитивного самоотношения учителя

Развитое позитивное самоотношение учителя является важ­нейшим психологическим условием его эффективного взаимодей­ствия с учениками. Такое самоотношение присуще не более чем 15% учителей и характеризуется принятием себя одновременно в двух ценностно-смысловых модусах: в модусе активного самоэф­фективного, успешного «Я» и в модусе спонтанного, любящего, «теплого» «Я». Превалирование в самоотношении негативного эмо­ционального тона, его конфликтность обусловливают защитные, компенсаторные способы взаимодействия учителя [30]. Отсюда очевидно, что формирование развитого позитивного отношения учителя к себе способствует повышению уровня эффективности педагогического взаимодействия.

Самоотношение является смысловым по своей природе обра­зованием, имеет для педагога существенную ценность и значи­мость, представлено в его сознании как достоверное, не вызываю­щее сомнения переживание личностного смысла «Я». Любое его изменение сопряжено с проблемными, конфликтными и даже кри-зисно-экзистенциональными переживаниями. Однако данные пере­живания являются не только той опасностью, которая может воз­никнуть в процессе формирования развитого позитивного самоот­ношения педагога, но и тем условием, без которого не возможна реализация данной цели [44; 81].

Изменение самоотношения как смыслового по своей природе образования протекает рефлексивным образом, т.е. в процессе переосмысления педагогом себя как субъекта взаимодействия с учеником. Активизация механизмов переосмысления педагогом себя как субъекта взаимодействия с учеником возможна лишь в том случае, когда предпринимаемые им попытки профессиональ­но-личностной самореализации терпят крах и нужны активные уси­лия для преодоления собственной «несостоятельности». При этом важнейшим условием формирования развитого позитивного само­отношения учителя является создание некой проблемно-конфликт­ной ситуации, «рефлексивной ямы», представляющей собой пре-

дел, за который нельзя двигаться, не преодолев собственную «лич­ностную недостаточность» [79]. Проблемность ситуации для пе­дагога может заключаться в том, что наличный способ его отно­шения к себе осознается как «блокирующий» профессионально-личностную самореализацию, а конфликтность – в осознании внутриличностного противоречия между «ограничивающим» спо­собом самоотношения и значимой потребностью быть успешным в профессиональной деятельности.

Проблемно-конфликтная ситуация может моделироваться через столкновение со смысловой моделью, носителем которой выступает конкретный другой или культурно-исторический субъект. Возникающие противоречия между «своим» и «чужим» имеют кон­фликтный характер лишь в том случае, если чужая альтернатив­ная смысловая перспектива будет оценена личностью как более адекватная [80; 81].

Существуют две стратегии разрешения человеком проблемно-конфликтной ситуации. Первая стратегия – это стратегия зрелой личности, которая «открыта» негативным или конфликтным пережи­ваниям «Я», берет на себя ответственность за совершаемые по­ступки. Такая стратегия приводит к переосмыслению человеком себя как субъекта социальной активности, к личностному развитию че­рез позитивное переструктурирование «Я». Вторая стратегия направ­лена на поддержание позитивного отношения к себе. Негативные или конфликтные переживания «Я» в этом случае служат сигналом для запуска механизмов психологической защиты, что, в свою оче­редь, позволяет личности избежать конфликтности ситуации внешним образом, благодаря отказу от изменения сложившихся стереотипов отношения к себе под каким-либо благовидным, щадящим его «Я» предлогом. Важнейшим условием формирования развитого позитив­ного самоотношения педагога является создание ситуации макси­мальной безопасности любых личностных изменений, что позволя­ет нивелировать механизмы защиты «

Я».

Обозначенные условия изменения самоотношения педагога по­зволяют говорить о том, что данный процесс может осуществляться только на основе экзистенциально- гуманистических ценностей и гу­манитарно-методологической ориентации. В качестве наиболее адек­ватного концептуального основания для создания психолого-педаго­гической программы формирования развитого позитивного самоотно-шения личности может быть выбрана модель рефлексивно инновационного практикума (рефлепрактики), разработанная в реф­лексивно-гуманистической психологии сотворчества [22].

Важнейшим источником формирования развитого позитивного самоотношения учителя является его высокая рефлексивная куль­тура, способность целостно, творчески осмысливать себя как субъекта педагогического взаимодействия. В рамках рефлексивно-инновационного практикума становление такой культуры осуществ­ляется на основе способности его участников преодолевать внут­ренние конфликты, умения обнаруживать новые смыслы «Я», вовле­кать и вовлекаться в «непривычные» межличностные отношения, ставить и решать неординарные профессиональные задачи [80].

< Назад | Дальше >