Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

3.2. Механизмы защиты и поддержания самоотношения

Самоотношению каждого человека присуща индивидуальная специфика, которая обнаруживает себя в том числе и в стиле его защиты. Наиболее детально понятие «стиль защиты самоотноше-

ния» в психологии сформулировано Е.Т.Соколовой, которая опреде­ляет его как относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систе­му внутренних и внешних «психотехнических» действий, нацелен­ных на «снятие» конфликта в сфере самосознания таким образом, чтобы обеспечить сохранение (частичное или полное) позитивной (или наличной)* установки в адрес Я» [75].

Реализация защиты самоотношения как смыслового образо­вания вовлекает личность в целом, обнаруживая непосредствен­ную связь с различными сторонами ее бытия. В психологической литературе представлены попытки описания взаимосвязи защиты самоотношения личности и ее мотивационно-ценностной сферы. Так, формирование негативного тона отношения к себе часто рас­сматривается как реакция на фрустрацию жизненно важных моти­вов. При этом одним из механизмов, посредством которого удает­ся сохранить позитивное отношение к себе, является «переоценка ценностей». В этом случае свои «негативные» личностные каче­ства субъект, как правило, не отрицает [75].

Можно выделить три аспекта защиты самоотношения лично­сти: на уровне аутокоммуникации, организации структурных ком­понентов и направленности социальной активности.

Одним из важнейших аспектов анализа защиты самоотноше­ния является изучение аутокоммуникации. При этом на микрострук­турном уровне самоотношение традиционно описывается как спе­цифическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предмет­ным содержанием самого действия. Например, самоуверенность (отбрасывание сомнений), самоинтерес (обращение взгляда на свое «Я»), самообвинение [81]. Реализующий защитную функцию са­моотношения внутренний диалог имеет сложную структуру, в ос­новании которой лежат три наиболее существенные его характе­ристики: «доминирование-подчинение», «критика-защита» и «дру­жественность-враждебность» [14].

Необходимо отметить, что выделение микро- и макрострук-турного уровней анализа самоотношения осуществляется на осно­вании различения в последнем процессуального и результирующе­го аспектов. Микроструктурный анализ процессуального аспекта самоотношения субъекта при этом обращен к внутреннему диало-

*Курсивом обозначено добавление автора к цитате из работы Е.Т. Соколо­вой [75, с. 48]

гу, а макроструктурныи анализ – к изучению отношения личности к себе как результату осмысления себя в качестве субъекта тех или иных жизненных отношений [57; 82].

Исследование механизмов защиты отношения личности к себе на уровне аутокоммуникации является достаточно новым [14; 29; 75; 82]. В отечественной психологии изучена лишь одна форма внут­реннего диалога, реализующая защитную стратегию самоотноше­ния: диалог «Я» и «не-Я» (противоположного по личностным ха­рактеристикам «Я»). Под защитной функцией самоотношения при этом понимается скорее защита от самоизменения, консервация наличного «Я», каким бы оно не воспринималось, нежели отстаи­вание позитивного самоотношения [15]. В основе проводимых в отечественной психологии исследований по данной проблематике лежит представление о том, что ненамеренное, чаще всего нео­сознанное сравнение себя с непохожим другим становится источ­ником генерирования различных стратегий самозащиты.

Анализ психологической литературы позволяет выделить две принципиально различных по своему содержанию стратегии под­держания самоотношения во внутреннем диалоге: через критику партнера и через защиту своей диалогической позиции. Дискреди­тация «не-Я» в диалоге позволяет поддерживать симпатию к себе, ожидание позитивного отношения со стороны других, самоинте­рес. Аргументированное отстаивание своей позиции в диалоге по­зволяет избежать самообвинения, поддержать устойчивое и не­противоречивое самоотношение. Эффективность обоих способов зависит от аргументированности высказываний участников диало­га [15]. Достижение позитивного, «радужного» самоотношения может осуществляться также через трансформацию, искажение самовосприятия: «расщепление» самосознания и выделение двух относительно независимых его образующих, вбирающих в себя ди­аметрально противоположные качества «образа Я», нарушающее его внутреннюю целостность, интегрированность, самопоследова­тельность и самоидентичность [75].

Способы защиты самоотношения, выстроенные на основе сравнения «Я» – «не-Я» характеризуются большим количеством вариаций, от чрезвычайно простого и грубого способа: «Тот, кто не такой как «Я», тот плох и слаб», до сложных диадных вариаций, объединенных в единую стратегию. В качестве примера можно назвать: защитные механизмы вытеснения негативных качеств «Я», частичную или полную дискредитацию «не-Я», самоприукрашива­ние «Я», атрибуцию слабости или плохости «не-Я», аггравацию сла-

бости «Я» и преувеличение потентности «не-Я» [75]. Наиболее простым способом защиты является дискредитация другого ради снижения, нивелировки или оправдания несовершенства «Я». Чем хуже «не-Я», тем лучше «Я»! Утрированная непривлекательность или инвалидизация «не-Я» снижает интенсивность негативных чувств в свой адрес.

Полная дискредитация «не-Я», отношение к другому челове­ку с антипатией и неуважением может достигаться также благо­даря приписыванию себе высокой моральности, отзывчивости, от­рицанию наличия у себя «плохих» черт, что обусловливает высо­кий уровень самопринятия. При этом антиподу вообще отказывается в какой-либо привлекательности и уважении. Такой способ защиты позволяет повысить общий уровень самоотношения, не прибегая к перестройке жизненного стиля, не прикладывая усилий для пре­одоления самонеэффективности, блокируя тем самым для личнос­ти перспективы самоизменения и преодоления ее дезадаптивных особенностей [75].

Иной способ защиты отношения к себе осуществляется за счет противопоставления себя как откровенно неуспешного, слабого, невезучего, но, несомненно, нравственного «Я» сильному, успеш­ному и благополучному «не-Я». Благодаря приписыванию «не-Я» черт, достойных уважения (но не всегда симпатии), которые от­сутствуют у себя и обладание которыми невозможно либо в силу собственной слабости («все проклятая болезнь»), либо в силу не­совместимости установок «Я и «не-Я», «не-Я» приобретает ста­тус недостижимого идеала, в сравнении с которым неэффектив­ность «Я» оказывается естественной и простительной слабостью, вызывает сочувствие и самооправдание [75].

Наконец, повышение самоотношения может осуществляться за счет активной самоподачи и самоприукрашивания, исключения из образа «Я» черт, которые могут вызвать даже тень самонеп­ривлекательности. Приписывание себе превосходных качеств при­водит к тому, что «заглушаются» неблагоприятные для субъекта оценочные реакции со стороны окружающих [71]. На этом фоне другие просто проигрывают, выглядят менее социально привлека­тельными. Переживание нереализованности «Я» благодаря осуще­ствлению такой стратегии защиты в конечном счете переносится во вне, на других людей [75].

Думается, что сравнение себя с противоположным «не-Я» не является универсальной защитной формой аутокоммуникации. Так, в психологической литературе выделяются такие критерии анали-

за внутреннего диалога как особенности партнера по внутреннему диалогу: выступает ли партнер в качестве актуального или вооб­ражаемого образа, децентрирован диалог или эгоцентричен, когда субъект приводит к полному согласию с собственной позицией оп­понента [92]. Наконец, можно говорить об аутокоммуникации со значимым и незначимым, с обобщенным и конкретным другим, о внутреннем диалоге и монологе. Описанные В.Ф.Сафиным меха­низмы защиты самооценки через занижение уровня оценки окру­жающих до уровня собственной самооценки («Они не лучше меня»), сведение самооценки до среднего, сравнительно устойчивого уров­ня («Я не хуже и не лучше других») предполагают сравнение себя с обобщенным другим. Сохранение общего позитивного уровня самооценки возможно благодаря сочетанию неадекватно высокой и адекватно низкой самооценок по отношению к разным аспектам «Я» («Я хуже в этом, зато лучше в том»), «необоснованному» пе­реносу или генерализации высокого и адекватного уровня само­оценки результатов одной деятельности на резуль

таты другой («Если могу это, смогу и то») [71], подъему уровня оценки себя в значи­мых областях и снижение его в менее значимых [26]. Все эти ме­ханизмы защиты самоотношения обнаруживаю монологичную по своей сути аутокоммуникацию.

Вторым важнейшим уровнем анализа защиты самоотношения является изучение его структурного обеспечения. В этом случае исследовательский интерес обращен к проблеме различий в степе­ни подверженности защите структурных компонентов самоотноше­ния, к специфике способов их защиты, структурным основаниям под­держания самоотношения на устойчивом позитивном уровне.

< Назад | Дальше >