Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

По материалам www.vindexexpo.ru

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная состав­ляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Ког­нитивная составляющая самоотношения в сознании выражает­ся в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовоспри­ятии, эмоциональная – в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя [82]. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) ус­ловие достижения мотивов личности. Отсюда отношение чело­века к себе может быть позитивным («Я» – условие, способ­ствующее самореализации), негативным («Я» – условие, пре­пятствующее самореализации) или конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее са­мореализации) [81].

Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосозна­ния. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение».

Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента само­сознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонен­та саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Их

интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [43; 68]. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение... деятельности естествен­но и закономерно переходит в изучение свойств личности... Вся­кая деятельность исходит от личности как ее субъекта... Лич­ность как сознательный субъект осознает не только окружаю­щее, но и себя в своих отношениях с окружающими... сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца... Пробле­ма... изучения личности... завершается раскрытием самосозна­ния» [68, с. 434-435].

Системный анализ самоотношения предполагает его рас­смотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность ос­мысливает себя как субъекта деятельности. Результатом тако­го осмысления является отношение личности к себе как выра­жение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысле­ния личностью себя как субъекта жизненных отношений, само­отношение обнаруживается в структуре личности как смысло­вая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно не­зависимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Рекомендуемая литература

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.-422 с.

2. Джемс У Психология. -М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Поли-тиздат,1984.-335с.

4. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная сис­тема. -М: МГУ, 1991. – ПО с.

5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.

6. СтолинВ.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. – 284 с.

7. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: На-ука,1977.-144с.

ГЛАВА2 СТРУКТУРА САМООТНОШЕНИЯ

2.1. Структурные составляющие самоотношения

В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению строения самоотношения. В первом его рассматрива­ют как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное пси­хическое образование. Вопрос о строении самоотношения в пер­вом случае не ставится, а его содержание понимается как универ­сальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я». Определение самоотношения как одномерного обра­зования не нашло своего эмпирического подтверждения как в со­временной отечественной [57; 81], так и в зарубежной психологии [100]. Некоторые исследователи определяют такое самоотноше­ние «концептуально пустым понятием», «концептуальным фанто­мом» [57]. Теоретические основы рассмотрения отношения лич­ности к себе как одномерного психического образования подвер­гаются критике за то, что они неявно предполагают, что сложностью и многомерностью обладает лишь сам объект позна­ния – «Я», но не отношение к нему [81].

Наиболее полно объясняющим строение самоотношения яв­ляется его понимание как образования, сложность строения кото­рого обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отно­шений личности. Содержательный анализ структурных компонен­тов самоотношения позволяет выделить две различные по семантическому содержанию совместно функционирующие под­системы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» (С.Р.Панти-леев). В случае оценки самоотношение определяется как «само­уважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпа-тия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «са­мопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.

Качественное различие между составляющими самоотноше­ния отмечает целый ряд зарубежных [8; 101; 111] и отечественных психологов [11; 57; 75; 86]. Например, И.И.Чеснокова говорит о самоотношении как состоящем из принципиально различных по своему содержанию непосредственной эмоциональной реакции и ее «инактуальной формы» (П.М.Якобсон), когда живая эмоциональ-

ная реакция отсутствует и заменена оценочным суждением [86]; Е.Т.Соколова пишет о социально-компоративной оценке качеств (СК-оценка) и оценке второго вида – удовлетворенностью этими качествами [75]; Н.И.Сарджвеладзе, А.В.Захарова и И.С.Коно-вальчук – о когнитивном и аффективном компонентах самоотно­шения [26; 36; 70]; Б.С. Братусь – об его ценностной и операцио­нально-технической структурах [11]; СР. Пантилеев – об оценоч­ной и эмоционально-ценностной подсистемах самоотношения [57]. К.Роджерс подразделяет отношение к себе на самооценку (оценку себя как носителя определенных свойств и достоинств) и само­принятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обла­дающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками [108]. Р. Берне говорит о твердой убежденности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и о чувстве собственной значимости [8], L.Wells, G.Marwell – о чувстве собственной компетенции и о чувстве рас­положенности и симпатии к себе [ 111 ].

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-цен­ностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию. Смысл «Я» личности как субъекта тех или иных жизненных отношений обнаруживает свое выражение в этих подсистемах в различных «языках» – самооценках и эмоциональных отношениях. В основа­нии формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в еди­ную систему на основании разных принципов. Оценочное и эмоци­ональное самоотношение по-разному связаны с личностными ха­рактеристиками, занимают специфичное место в системе саморе­гуляции личности. Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы пси­хологической защиты.

< Назад | Дальше >