Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

Характер регуляторного влияния самоотношения определяет­ся широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличнос-тной детерминации [33]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обуслов­ливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех эта­пах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивиру­ющих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнуто­го эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведе­ния от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [86].

В психологии представлено огромное количество исследова­ний, в которых установлена тесная связь между отношением лич­ности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведени­ем [2; 4; 5; 7; 29; 38; 45; 47; 89]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творчес­кого потенциала [46], влияет на свободу выражения чувства, уро­вень самораскрытия в общении [65]. Позитивное устойчивое са­моотношение лежит в основании веры человека в свои возможно­сти, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно­сти своих действий в ситуации неопределенности [28]. Люди с по­зитивным самоотношением менее поглощены своими внутренни-

ми проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими рас­стройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблю­дать моральные нормы, является его стремление сохранить поло­жительное самоотношение [97].

В то же время негативное самоотношение является источни­ком различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [98]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение стано­вится ригидным [63]. Отрицательное, конфликтное отношение лич­ности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: соверше­ние правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суици­дальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [ 17; 3 3; 5 3; 64; 103; 104], положительно коррелирует с депрессией [61; 98].

Человеческому восприятию свойственна пристрастность. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потреб­ностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное вли­яние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдель­ного человека как бы особой своей стороной... Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивиду­альных восприятиях, приобретает для каждого человека свой осо­бый смысл...» [86, с. 104-105].

Одним из факторов, который обусловливает пристрастность восприятия человека, является его самоотношение. «С одной сто­роны, отношение личности к себе возникает и формируется в про­цессе самопознания на разных ее уровнях, с другой – самоотноше­ние в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, оп­ределяя его специфику, направленность и индивидуальный, лично­стный оттенок» [86, с. 117]. Включаясь в самопознание на более или менее зрелом уровне своего развития самоотношение делает его как по способу осуществления, так и по своему результату бо­лее тонким и совершенным [86].

Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточ­но подробно описано И.Г.Чесновой. Она обращается к имеющим-

ся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание чело­века никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприя­тия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значитель­ной степени фиксируются на его общей привлекательности, припи­сывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится. При этом люди часто не осознают, что их оценка детерминирована эмоциональ­ным фактором. В механизмах межличностного восприятия, само­восприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным по­ведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую констант­ность, целостность и обобщенность. Отсюда

общее эмоциональ­ное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляю­щего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты про­цесса познания и самопознания [85].

В психологической литературе имеются данные, которые ука­зывают на зависимость эталонных представлений педагога о лич­ности ученика [31], восприятия им педагогической ситуации от ти­пологических характеристик самоотношения [30].

Близкую позицию можно обнаружить у некоторых западных исследователей самоотношения. Например, J. Hattie пишет, что чувство собственного достоинства влияет на блокирование и сте­пень выпуклости нашего восприятия. Человек, по мнению иссле­дователя, не воспринимает себя и других людей исключительно на основе рациональных способностей. Его самоотношение влияет на целый спектр тех аспектов поведения, которые заслуживают ува­жения и внимания. Человек с высоким чувством собственного достоинства чаще всего рассматривает аспекты своей жизни как важные, верит в их реализацию, его восприятие себя, своих по­ступков более целостно и осознано [99].

Таким образом, в исследованиях регуляторной функции само­отношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:

- изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;

- изучение самоотношения личности как детерминанты само­восприятия;

- изучение обусловливания самоотношением личности ее вос­приятия других людей.

В психологической литературе самоотношение личности оп­ределяется также как эмоциональный компонент самосознания [32; 82; 76; 86]. Отношение личности к себе как аффективная состав­ляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безраз­лично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которо­го описывается эмоциональный компонент самосознания, являет­ся термин «эмоционально-ценностное самоотношение».

Теоретические основы понимания самоотношения как ком­понента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное са­моотношение». Она определила эмоционально-ценностное само­отношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [86]. Переживание при этом понимается как внутренняя динами­ческая основа, способ существования самоотношения, через ко­торый человек осознает ценностный смысл собственных отно­шений к себе. Оно может протекать как в форме непосредствен­ной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональ­ная реакция» [86, с. 109].

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возника­ет как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опи­рается на внешние моменты. Итогом такого самопознания явля­ются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостно­го, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На вто­ром, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотно-

шения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление [86].

Наиболее перспективным в современной психологии являет­ся рассмотрение самоотношения как непосредственной представ-ленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотноше­ние не базируется на оценке социальной желательности восприни­маемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения ле­жит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отноше­нию к мотивам, которые выражают ее потребность в самореали­зации [57; 81].

< Назад | Дальше >