Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого достоинства [96].

Несмотря на существенные различия в понимании содержания глобальной самооценки, она отражает такую сторону отношения че­ловека к себе как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, амодальностью, не­дифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприя­тия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассмат­ривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая скла­дывается постепенно и приобретает привычный характер.

Так, человек с высоким самоуважением верит в себя, счита­ет, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовы­вает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера [86]. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценност­ными ориентациями, выступает важнейшим фактором образова­ния и стабилизации ее единства [3; 54]. Выступая устойчивой лич­ностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойства­ми личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы пси­хологических особенностей личности [86].

Человек с низким самоуважением – это человек с устойчи­вым чувством неполноценности, ущербности [32], ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельно­сти такое отношение к себе может проявляться в непоследова­тельности и нерешительности. Личность с пониженным самоува­жением отличается неустойчивым внутренним миром, не облада­ет твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми [86].

В психологической литературе можно встретить такие специ­фические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд [54; 96], высокомерие, тщеславие, самопочита­ние, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противо­положные им – скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора [24], чувство неполно­ценности, недовольство собой [94]. Близким глобальной самооцен­ке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство увереннос­ти в себе» [96].

Итак, глобальная самооценка является тем психологическим понятием, в котором наиболее детально отображена такая сторона отношения человека к себе как его чувство в адрес «Я». Это чув­ство является устойчивым психическим образованием и обнаружи­вает себя как личностная черта (свойство, смысловая диспозиция).

«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассмат­ривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок. При этом под установкой понима­ется гипотетический конструкт, который обозначает основанное на прошлом опыте состояние готовности человека, направляющее, ис­кажающее или иным образом воздействующее на его поведение [37].

Можно выделить два подхода к определению содержания са­моуважения как установочного по своей природе образования:

- самоуважение как общая установка личности в отношении своей ценности [48; 70; 98; 112]. Под самоуважением при этом по­нимается позитивная или негативная установка, обращенная на специфический объект, называемый «Я», включающая в себя по­знавательный (знание о себе, представление о своих качествах, свойствах), эмоциональный (оценка этих качеств и связанные с ней чувства в отношении себя) и практический компоненты;

- самоуважение как эмоциональный компонент установки [8; 21; 32; 34; 109].

При этом вне зависимости от того, рассматривается ли само­уважение как установка или как ее эмоциональный компонент, ис­следователей интересует представленность отношения человека к себе в состоянии его готовности к тому или иному поведению. Спо­собность оказывать регуляторное влияние на актуальное поведение человека выступает сущностной характеристикой самоуважения.

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах тех исследователей, которые выстраивают свои представления о дан-

ном феномене на базовых положениях теории диспозиционной ре­гуляции социального поведения В.А.Ддова [32; 48] и теории уста­новки Д.Н.Узнадзе [70].

Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регу­ляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы -«образа Я» [32; 33], как «личное ценностное суждение, выражен­ное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способ­ным, значительным, преуспевающим и достойным» [34, с. 100].

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н.Узнадзе. В данной традиции концептуальная модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н.И.Сарджвеладзе. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется как отноше­ние субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отноше­ние к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – со­циальный мир» и является одной из структурных единиц диспози-ционального ядра личности. Под диспозицией автор понимает «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, ... как некоторая готовность или фикси­рованная установка субъекта жизнедеятельности» [70, с. 192].

Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является разработанная в рамках теории «отноше­ний» А.Ф.Лазурского – В.Н.Мясищева категория «самоотношение». Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмо­ционально-ценностного принятия себя как инициативного и от­ветственного начала социальной активности [36; 52].

Самоотношение личности понимается как сложное когнитив­но-аффективное образование, зрелость которого определяется ка­чеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляю­щих [36; 42]. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оцен­ки собственной значимости как субъекта социальной активности,

образующих рефлексивное «Я» [36]. В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познаватель­ной и личностной субъектности человека.

Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое вни­мание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегу­ляция понимается как процесс организации личностью своего по­ведения, «в который включены результаты самопознания и эмоци­онально-ценностного отношения к себе» [86, с. 126].

Необходимо отметить, что в отношении именно регуляцион­ного аспекта самоотношения психологи проявляют самый боль­шой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что само­чувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», кото­рые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [24, с. 14].

< Назад | Дальше >