Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

А.М.Колышко "Психология самоотношения"

ВВЕДЕНИЕ

А.М.Колышко Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный про­цесс его самоотношения.

Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы XX века). За это время накоплены богатейшие теоретические и эксперимен­тальные данные изучения самоотношения как объекта психологи­ческого анализа, раскрыты механизмы его формирования, особен­ности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы.

В то же время имеющиеся данные высвечивают нерешен­ность многих методологических и теоретических проблем психо­логии самоотношения. В литературе по проблеме обнаруживается терминологическая путаница, которая затрудняет интерпретацию полученных данных. На этом фоне некоторые авторы фундамен­тальных работ по психологии самоотношения высказывают мне­ние о кризисе психологии «Я». В этой связи обращение к феноме­нологии и строению самоотношения, раскрытие его места в про­цессе становления личности является насущной проблематикой современной психологии личности.

Настоящее учебное пособие посвящено психологии самоот­ношения и может быть рекомендовано в качестве дополнительно­го источника учебной информации для студентов специализации «Педагогическая психология». Оно позволит им расширить и углу­бить содержание лекционного курса. Главная задача пособия -помочь студентам ориентироваться в огромном количестве работ по психологии самоотношения, в методиках изучения различных сторон самоотношения, в вооружении их психолого-педагогичес­кой программой формирования развитого позитивного самоотно­шения педагога.

ГЛАВА 1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ

В современной психологии отсутствует единый подход к оп­ределению такого феномена как отношение человека к себе, не­смотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изу­чению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психо­логических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщен­ная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-цен­ностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуве­ренность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн).

Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значе­ния используемых терминов большинством авторов не разводят­ся, они чаще всего употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущ­ность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «об­щая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоот­ношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Пер­вый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вы­теснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения че­ловека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева [43], С.Л. Рубинштейна [67; 68], А.Г Спиркина [78], Е.В. Шоро-ховой [95] и теоретическим работам И.С. Кона [32] и И.И. Чес-ноковой [86; 87]. Термин «самоотношение» был введен грузинс­ким психологом Н.И.Сарджвеладзе [25; 69]. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобаль­ная самооценка» (self-esteem). Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. В немецком языке слово «Selbswertgefuhl» обозначает «чувство ценности», которое есть у человека в отношении самого себя.

Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса (1890). В ряде источников этот термин принципиально разводится с термином «самопознание» [8; 66; 81; 86]. Так, западные психологи в самопознании традиционно обнаруживают причину и смысл собствен­ного поведения человека, его отношения к другим людям, в то вре­мя как самооценка подчеркивает позитивный или негативный мо­дус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Для обозначения самопознания как когнитивного блока самосознания личности (когнитивная самооценка, интеллектуальная, когнитивный уровень «образа Я») западные психологи чаще всего используют такое понятие как «self-evaluation» [66].

В отечественной психологии под глобальной самооценкой пре­имущественно понимается особое аффективное образование лич­ности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [86] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негатив­ных моментов самоотношения [81]. Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития: большинство исследований посвя­щены частным самооценкам, которые являясь факторами само­регуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковом.

В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы как проекция осознаваемых ка­честв на внутренний эталон [62; 71]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам [103]; сравнение ре­ального «Я» с идеальным «Я» [19; 63; 65; 93]; отражение субъек­том информации о себе с точки зрения определенной системы цен­ностей [17]; личностное суждение о собственной ценности, отра­жающее субъективную значимость «Я» [8; 9; 98]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих саморе­ализации [57; 75; 81]; оценка личностью реализации своего «Я» [74]; своей успешности [39].

Анализ психологических механизмов формирования глобаль­ной самооценки позволяет, вслед за И.С.Коном [35], утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного дру­гого), социальное сравнение по признакам «лучше – хуже» или «по­хожий – непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

Традиционно глобальная самооценка личности рассматрива­ется как производная от ее частных самооценок. Выделяют три подхода в описании механизмов формирования глобальной само­оценки из частных самооценок:

- глобальная самооценка как конгломерат частных самооце­нок, которые связаны с различными аспектами Я-концепции;

- как интегральная самооценка частных аспектов, взвешен­ных по их субъективной значимости;

- как иерархическая структура, включающая частные само­оценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на­верху иерархии [57].

Понимание глобальной самооценки как простой суммы част­ных самооценок подвергается критике [55; 56; 109]. Наиболее по­пулярным среди исследователей является второй подход, когда влияние частной самооценки на глобальную самооценку варьиру­ет в зависимости от уровня ее значимости: высокий уровень значи­мой парциальной самооценки выраженно повышает общую само­оценку, в то время как низкий уровень существенно снижает. Вклад менее значимых самооценок в общую самооценку соответственно оказывается меньшим. Как первый, так и второй подходы не полу­чили в современной психологии эмпирического подтверждения, их концептуальные основания подвергаются критике [57].

В психологии самосознания имеют место расхождения отно­сительно содержания глобальной самооценки. Она рассматрива­ется как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «об­раз Я» [82]; как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей, различающих­ся как по эмоциональному тону переживания «Я», так и по семан­тическому содержанию [18; 56], как система переживаний, вклю­ченных в процесс самосознания, отражающая внутренние ценнос­ти личности, принятые ею в отношении самой себя [86], как «накапливающийся аффект на себя», связанный с мерой удовлет­воренности своими действиями, результатом реализации намечен­ных целей [26; 27], как чувство самодовольства-недовольства со­бой [24], как чувство собственного достоинства [63; 99], как «аф­фективно-моторный эквивалент», сливающийся с общим витальным фоном организма [55], как эмоционально окрашенное состояние личности [39], «ощущение» собственной ценности, осоз­нание того, за что мы ответственны, что мы должны делать, а что

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62