Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Таков, видимо, магистральный путь развития индивидуального сознания. Это путь все более тесного взаимодействия человеческого общества. На проверку выясняется, что практически любое произведение культуры сотворено человеком не одиноко, а некоей коллективной личностью. В каждом истинном произведении искусства ощущается влияние многих людей, даже когда его автор велик и известен (чем много занимается искусствоведение). Возможно, в будущем: при развитии ясновидения — будет очевидно и понятно, какое влияние каких людей.

Хотя природное единство отдельного человека совершенней в глубине, и в одиночестве достигается глубина произведения. Подобно этому любовь как отношение один на один имеет необходимую глубину и всеобщность, превосходящую социальную определенность. В этом смысл нравственного отношения.

И если бы люди замыкались друг на друга душевно-чисто: экологически-природно, подобно тому, как рождается ребенок — совершенное произведение природы, без каких-либо чуждых генов, они бы создавали столь же совершенный духовно-идейный континуум. Силой природной гармонии этот континуум поизводил бы необходимые перемены в идейных структурах общества вовремя, без катаклизмов и революций, — механизмом цепной реакции, которая поддается управлению бескорыстием и другими альтруистическими человеческими чувствами, ка кбыло сказано. Более того, поскольку все есть сознание, так же могло бы меняться и тело, и тело мира (подтверждая образ многомерности мира, разных миров, хотя бы и физических).

Если здесь вернуться к бытовому образу любви двоих: любви, выходящей за рамки эго, — можно вновь вспомнить самую известную идею Кастанеды — энергия личного притяжения мужчины и женщины нагвалей помогает и другим войти в иную реальность, создавая феерический образ светящегося летящего змея из цепочки людей. (Телесное преображение: из более грубой материальной формы в более тонкую — общечеловеческая идея: кроме христианского «тела воскрешения», можно вспомнить теорию Шри Ауробиндо или менее известную концепцию Циолковского о трансформации тел людей в более трансцендентный и всепроникающий вид энергии.)

В древности идея взаимодействия как творящего начала была воплощена в мифе о первых людях-близнецах, создающих свой собственный мир на пустынной земле. Это хорошая мечта, чтобы пара людей могла себе создать свою Вселенную (хотя, конечно, по отношению к материальной земной реальности она всегда останется только мифом. Как и другие прекрасные мифы, она отражает коллективную психическую, а не материальную реальность).

БОГ ЖИВЕТ

Все религии утверждают неизменность духовного начала, его незатронутость внешними факторами, местом его проявления и даже временем. Чтобы подчеркнуть это свойство Бога в том беге наперегонки, который присущ современному миру, наше время постулирует фундаментальную важность настоящего момента. Бог ловит нас "здесь и теперь", и "пробуждение" предстает неожиданным и внезапным. Но это, вероятно, лишь свойство нашего времени, когда нас способно по-настоящему остановить или побудить к действию лишь что-то удивительное и потрясающее. На самом деле Абсолют не проявляется рывками, Он присутствует постоянно. Лишь вектор нашего сознания редко совпадает с общемировой волей. Но всегда есть люди, чей разум воплощает её в этот миг — иначе развитие прекратилось бы.

Истина изменяется, каждый миг рождаясь заново. Таково свойство духовной энергии. И таков же близкий нашему времени духовный идеал: умирать и рождаться каждый день. Чтобы сохранить соответствие вселенскому единству — которое в отдельные моменты жизни переживает каждый — нужна гармония жизни и мысли. Она бы продлилась, если бы каждая возникающая мысль, будучи осознана, завершала свой ход, не оставляя место иллюзиям подсознания. А сознанию единства сопутствовало утверждение всеобщей несвязанности: свободы частей целого, рождающей активность творчества. В соответствии с этим современная вера — это как разрушение мировой иллюзии, так и творение новых мифов.

< Назад | Дальше >