Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Душа отдельного человека дает этим идеям эмоционально-энергетическую силу. Даже не надо опираться на религиозные традиции (душа — вода в стакане по отношению к океану, как говорил индийский мистик Рамакришна), чтобы утверждать, что душа человека имеет связь с коллективным сознанием как часть с целым. Поэтому каждый человек имеет выход к нему изнутри — и влияние на него в том случае, если его идея шире (культурно мощнее, природно здоровее) общепринятого общественного здравомыслия. Пока этого нет, особенное чувство человека не имеет шанса стать всеобщим. Не имеет силы победить установки существующего коллективного мировоззрения. Если же да, путь идее открыт — и чувство запускает свою цепную реакцию. Так мы приходим к парадоксальному выводу, что основа длительности любви — идея.

Если считать: в сегодняшнем духе знака Козерога, что вершина эволюции — реализация отдельной личности, то этот механизм помогает развитию каждой личности, идеи которой проходят проверку чувствами, которая соразмеряет их с широтой общечеловеческой и отводит свое место, помогая человеку вписаться в структуру общества.— Здесь можно вспомнить образ колеса Фортуны, возносящего человека на вершину.

Но если вернуться к эволюции человечества в целом, отказ личности от себя служит свободе души — и т.о. дальнейшему развитию ее внутреннего влияния на общество, более полному выявлению ее потенциала. Внутреннее самораскрытие не продолжается без отказа от себя. Как сказал Христос, «кто душу потеряет, тот её обретет»: он обретет её общечеловеческое, общественное проявление как душу людей вообще. Но обретет как свое собственное отношение, которое выявляет себя в мире по законам этого мира, согласно его актуальной ситуации (которая напрямую не зависит от самого человека). Поэтому человек видит в мире искаженное отражение своей души — но все же мир говорит с человеком при помощи своей актуальности.

Любовь как выход за пределы эго показывает, что эго – иллюзия, сознание едино, как и человеческая душа сливается со всем, что ее окружает (это основа нашей способности воспринимать и осознавать окружающий мир). О духовном восприятии такого рода М.Бубер пишет так:

"Каждый из нас заключен в панцирь, который мы, привыкнув, вскоре перестаем ощущать. Бывают лишь мгновения, когда сквозь него можно проникнуть и возбудить душу к восприимчивости. И если подобное с нами случилось, если мы насторожились и задаем себе вопрос: "Что же особенного произошло? Разве это не то, что случается ежедневно?"— то мы можем ответить: "Действительно, это происходит ежедневно, только мы не всегда здесь." Все происходящее обращается ко мне. Тем, что случается со мной, происходящее обращается ко мне."[72]

Но в этом слиянии присутствует свобода воли – как умение сказать «нет» тому, что не должно существовать, ради блага людей. Восприятие души в том, что она принимает все. Но сила разума в том, что он способен отвергнуть нежелаемое. Сознательность состоит в том, чтобы выбирать, и это творческий процесс. Когда мы говорим существующему «да», восприятие внешнего ласкает душу, когда говорим «нет», мир распинает ее — это свойства эмоционального восприятия. Оно пробуждает творческий потенциал, запуская процессы творения или не давая им хода: поддерживая существующие формы вещей силой своей жизни и вступая с ними во внутреннюю борьбу.

Символические смыслы помогают отождествиться с мировыми процессами, и это слияние приводит к еще более сильному сильному резонансу — когда сознание словно плывет над символическим видением вещей, видит сквозь форму вещей: сквозь настоящее положение вещей прозревает будущее.

Сегодня человек способен понять, что он не есть то, с чем отождествляется его восприятие здесь и теперь, таким отразом сведя сознание "я" к минимуму (а волю к максимуму). Отвергнуть внешние формы существования реальности. Это сродни буддийскому отношению: все формы пусты и пусто "я". Остается процесс, ведущий нас к проникновению за пределы этих оболочек, в будущее — и опора будущего на более чистое отражение.

< Назад | Дальше >