Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Йога отвечает: есть ресурсы, скрытые в теле. — Все энергетичекие центры (чакры) связаны с железами (гормональной системой), асаны стимулируют работу желез и мобилизуют резервы организма. Более активное состояние энергетических центров позволяет воспринимать все более тонкие уровни сознания. Но можем ли мы мобилизовывать тело до бесконечности? А если можем, то почему?

Напряжение тела при духовной практике неопасно для организма, а полезно, как показывает йога. Наше родное христианство утверждает еще более категорично: и страдания не вредны для развития, а совсем наоборот. Эмоциональные переживания очищают душу и открывают высоты духа. Духовные традиции и учат извлекать несомненную пользу из того инстинкта разрушения, что скрыт в человеческой природе как способность к трансформации. Но что является основой этого процесса?

Можно ответить так: к всеобщему единству выводит переход границ индивидуальности — которая замыкает нас в рамках нашей ограниченности и конечности. Люди внешне разобщены, но внутренне едины: обнаружить это единство на уровне сознания, души, эмоциональной или телесной природы – самый мощный стимул действия. Все новые религии утверждают: Бог есть Любовь. Любовь – переход от эго ко всеобщему.

В обществе стимул этого перехода таится в межличностных отношениях. Они являются самой непосредственной, бытовой основой духовной трансформации. Закон любви таков, что если человек любит и счастлив, он начинает любить весь мир и всех, откуда недалеко до открытия всеобщего начала в людях. Здесь можно вспомнить слова Вивекананды или Тейяра де Шардена: индийского йога и европейского философа, которые сходятся в том, что любовь по сути являет отношение ко всеобщему: любовь к Богу, и её конкретные проявления — только модификации этого отношения ко всеобщему.

Естественный процесс трансформации происходит внутри человеческих отношений. Каждый из людей имеет свой собственный мир, абсолютно изолированный мир своего сознания. Но любовь смещает восприятие в сторону взаимопроникновения этих миров – на позицию любимого, смещает нашу «точку сборки» на точку зрения другого человека, других людей. И умение видеть жизнь по-разному, с позиций разных чувств и восприятий («плавающая точка сборки») — идеал творческого отношения к жизни, разной в каждый момент.

В человеческих отношениях заложен потенциал к трансформации коллективного разума — механизм осуществления эволюции. Религиозные и оккультные традиции, и человеческое несовершенство часто заставляет считать смерть главной преобразующей силой. Но воспринимать так — все равно, что подписать себе смертный приговор. А если смерть вынести за скобки как то, чего нет: как не то, что есть на самом деле, преобразование целого осуществляет за счет связи его частиц. Их объединение нарастает как ком: и при благоприятных условиях любовь людей подобна ядерной реакции.

Здесь важен катализатор, толчок — верное начальное отношение между людьми, объединяющее всех. Это отношение, лишенное частных интересов и потому бескорыстное. Отношение позитивное — потому что, скажем, желание выжить, хоть и объединяет всех, является частным интересом каждого и радости не содержит. Но желание расширить свои горизонты или достичь вечного блаженства таким стимулом является. Как современная иллюстрация приходит в голову "Непроданная весна" Шевчука: образ любви, которая вспыхивает случайно и как пожар распространяется в обществе, преобразуя умы людей, насколько хватает сил.

Философский вопрос здесь — являются ли такие процессы случайными? Ведь любовь на самом деле постоянно связывает очень многих людей. Однако почему-то из особенного отношения к всеобщему их не выводит (пользуясь терминологией Гегеля). Если мы посмотрим, как понимается любовь в западных фильмах, это в лучшем случае развитие страсти. В наших же и вовсе происходит погрязание в отношениях — процесс любви не достигает своего истинного результата.

Постараемся понять, что такое коллективное подсознание и душа человека. Первое можно определить как связь сознания разных людей, пересечение, исходящее из невыразимого единства восприятия. В любом обществе жизнь трактуется через ряд общепринятых подсознательных аксиом. Они себя выражают на уровне коллективных чувств, а не разума (и осознание таких идей, напротив, эти чувства развенчивает). Коллективные чувства создают настройку в резонанс, которая исправно функционирует все время, но резонанс может быть больше и меньше, в зависимости от идей более или менее универсальных, которыми одержимо общество.

< Назад | Дальше >