Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Но если вера будущего такова — тогда не обязательны и не всегда полезны специальные упражнения и религиозные процедуры: ведь у каждого есть вместо них повседневная деятельность (а времени нет, на что указывал индийский мистик Рамакришна, уже в прошлом веке пришедший к выводу, что медитировать лучше с открытыми глазами). И тогда не стоит абсолютизировать священную форму ритуалов: да и куда интереснее, когда они сами спонтанно возникают между людьми, как тому учит дзэн. Не нужна даже суфийская экзальтированная любовь к Богу: ведь у всех есть, кого любить на Земле.

Во имя чего человеку регулярно ходить в храм, если он и на работе способен ощутить свое единство с человечеством? Необходимы ли таинства посвящений, если поток традиции может быть передан в любой обстановке? Зачем непременно читать священные писания на Богом забытых языках, если есть много других хороших художественных, а иногда и научных текстов, раскрывающих правду жизни и истину души — если только уметь её искать и находить? Но если все эти "практики" религий, с повторами мантр и молитв, песнопениями и поклонами, с более или менее священным питьем и едой и стереотипами душевных переживаний — не цель, а всего только инструмент, который следует направить на службу духовному благу человека, провозглашая его ничем не ограниченную свободу как самую основу его духовности, то что же остается от религии?

Профилактика стресса и забота о здоровье? Уважение к личности и вечное познание мира, во всех гранях бесконечно великого и бесконечно малого? Преданность осознанному идеалу, который расширяет сознание не хуже психологических практик? Внимание к жизни в каждый момент и спонтанное видение её чудес — наработанных прежней эволюцией и откровений будущего? Cерьёзность самоотдачи делу, которое строит новое счастье, и душевное самораскрытие праздников? Желание быть вместе со всеми и отсутствие страха перед вселенским одиночеством человеческой уникальности? Или что-нибудь ещё?

Мы начали с того, что общее для всех религий — возврат к единству жизни через обращение ко внутреннему миру, создающему целостность души из внешних, разрозненных фрагментов жизни. Приобщению к этому единству и поддержанию его служит постоянство духовной сосредоточенности сознания — и одновременно его расконцентрации, дающее видеть и воспринимать больше. Формы этого могут быть различны, до отсутствия всяких устойчивых форм, но результат похож: внутренняя глубина ведёт к внешнему покою, счастью, удовлетворению сокровенных желаний и — упрощению потребностей. Использование сложной бытовой технологии и стяжание материальных благ отходит на задний план, и это то, в чем коллективный разум надвременной религии противостоит телевизионной идеологии "массового сознания", повторяющего сотни раз за день, что жизненный комфорт человеку дают деньги и покупки. Хоть это сегодня — идеология "большинства", она полностью игнорирует тот факт, что максимальный комфорт дает духовная жизнь — которую крайне сложно сделать объектом купли-продажи: хотя бы в силу непостижимости, что же это такое.

Что для нас сегодня духовность? Уместно привести определение Анандамурти: "Духовность — не утопический идеал, но практическая философия, которая может быть реализована в повседневной жизни, сколь бы мирской она ни была. Духовность выступает за эволюцию и развитие, а не за суеверия и пессимизм. Духовная философия не признаёт искусственно создаваемых различий и выступает за вселенское братство. Некоторые объективные материалисты верят, что духовность — это воображаемое потустороннее творение, используемое как опиум для народа. Опьяненные этим опиумом, люди пассивно соглашаются с подавляющими их силами эксплуататорского порядка [как бы такое представление о религии для нашей страны не стало опять актуальным! — С.]. Но анализ настоящей духовности показывает, что это научный, психологический и практический путь. Его практика затрагивает все уровни существования, приводя к целостному развитию личности в индивидуальной жизни. Она также создает космический идеал, чтобы люди думали не об индивидуальном, но о космическом "я"."[71]

ДУХОВНОСТЬ КАК ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Духовность предстает как путь трансформации — вряд ли кто-то не согласиться с таким определением. Человеку хочется изменить: жизнь, сознание, эмоции души, тело, общество — без этого он не был бы человеком. И самый по-козероговски материальный вопрос, который можно здесь поставить — как возможен путь трансформации? Откуда мы берем энергию на этот бесконечный процесс? Как может человек, как существо конечное, претендовать на вечность? Где скрыты неисчерпаемые ресурсы духовности? Если отбросить религиозный ответ «в Боге», как слишком абстрактный, на этот материалистический вопрос можно дать и конкретные ответы.

< Назад | Дальше >