Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

А самой "рыбьей" религией остаётся созидающее творчество иудаизма, устремленное к родине невидимой духовной реальности.

Современная вера вырисовывается не как путь разрушений ("до основания, а затем..."), но как путь сохранения всех национальных религий и их особенностей. И не как путь преодоления через лишения, но как путь приятия того, что есть, происходящий от избытка возможностей современного мира и полноты существования людей, которые способны сами решить не только свои личные проблемы, но и коллективные. По сути человечество недалеко ушло от язычества, пока не преодолело внутренней необходимости приносить жертвы. Сегодня оно многократно увеличило жертвоприношения, ради богов добра и справедливости развязывая войны — издержки развития воли человеческого "я". Человек может и должен повелевать миром, не разрушая природы в любом её проявлении, но подчиняясь её законам — этот взгляд древней магии, унаследованный наукой, кажется вполне современным.

Духовность сегодня видится как слияние религии с другими гранями человеческой жизни и деятельности. Оно предполагает проникновение религиозного нравственного подхода в те сферы, где мы прежде не ожидали её видеть: в общественную жизнь, экономику (так вмешательство восточной философии в экономику проявляется в экологических программах) и даже политику. Возможно, кому-то это кажется утопией. Но вот пример: современный индийский духовный учитель и философ Прабхат Саркар, предсказавший крах материалистической системы социализма — а вслед за ним и капитализма, уже стоящего на краю пропасти и неразумной политикой подрывающего базу собственной экономики, разработал социально-экономическую теорию более прогрессивного социального строя — который явился бы их наследником. Силой, способной сгладить политические кризисы и ускорить социальную эволюцию, он считал духовных мыслителей (садвипров: буквально, "мыслителей о сути"). Они будут занимать активную позицию в обществе и оказывать влияние на ситуацию: не за счет вхождения в структуры власти, а за счет глубины своей личности, развиваемой духовными занятиями, медитациями (как образ такого человека приходит в голову Солженицин или Сахаров). Целью духовной деятельности своего учения "Ананда марга" ("путь блага/блаженства") он видел воспитание таких людей.

Согласно Саркару (его духовное имя как йога – Анандамурти), прогресс должен осуществляться одновременно во всех сферах жизни: и физической, и ментальной, и духовной. "То, что прогресс в одной лишь материальной или интеллектуальной сфере лишь повышает жажду чувственности и приносит стресс, фрустрацию и кризис, сегодня очевидно. Эти сферы не могут обеспечить реальный прогресс, лишь счастье в духовном плане никогда не сопровождается нуждой и негативными эффектами. Реальный прогресс убирает преграду между человеческим существованием и единым разумом, между Микрокосмом и Макрокосмом, между спящей Пракрити (энергией в низшем психическом центре муладхары) и чистым сознанием (высшего психического центра сахасрары). Но если духовная эволюция — единственный реальный вид прогресса, должны ли мы забыть о материальном продвижении? Не поощрять изобретения? Не открывать новых идей, не сочинять стихов, не читать литературу, не творить искусство? Конечно, нет. Это было бы отрицанием жизни — упадком и смертью человеческого общества. Движение и изменение необходимы для вибрирующего динамизма человечества."[66]

Эта мысль проста. Но если вдуматься в идею слияния религии с духовностью внутри самой жизни, её реализация воистину сложна. Ведь она предполагает постоянный поиск, отказ от подражания и зависимости, освобождение от догматического влияния духовных текстов — к чему на самом деле ведёт индивидуальный путь и архата, и истинного католика.

Об этом говорил Кришнамурти: "Школы медитации предлагают разнообразные методы, системы, заявляя, что при ежедневной тренировке вы достигните определенной формы просветления, определенного необыкновенного опыта. Вся идея о системе, методах предполагает механический повтор — в этом нет медитации. Медитации требуется строжайшая дисциплина — но не дисциплина подавления и конформизма, а та, что приходит, когда наблюдаешь за собственным мышлением. Медитировать можно и в автобусе... Если я сброшу мертвый груз авторитета, то в тот же миг останусь в абсолютном одиночестве, но именно в этом состоянии у меня есть шанс узнать, кто я есть."[67]

Это стыкуется и с мыслью Бердяева: "Богом должно быть отвергнуто и совершенствование человека как результат процессов необходимости, как принуждение. Всё несвободное нежеланно для Бога."[68]

Сама современная обстановка подводит к отказу от механических упражнений и формальных ритуалов. Его обосновывает английский философ Тойнби, говоря о развитии через подражание: "Недостаток мимнесиса (подражания) в том, что он предполагает механический ответ, заимствованный из общества: действие, выработанное посредством мимнесиса, не предполагает творческой инициативы"[69]. И в этом — опасность (в социальной жизни — опасность слепого повиновения массы не лучшим лидерам. В духовном смысле формальная привычка, если она подменяет собой поиск, а не является для него стартовой площадкой, — это препятствие на пути собственного развития: и так слишком механистичной стала жизнь. Механицизм, кстати, — одна из характерных негативных черт знака Козерога: потому в ближайшие 170 лет предопределенность существования, ставящего нам жёсткие рамки, может усилиться — и уж, конечно, формализм не исчезнет сам собой).

Еще один мыслитель XX века М.Бубер говорит: "Действительная вера начинается там, где прекращается руководство правилами, где само это желание исчезает.[70]"

< Назад | Дальше >