Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

А во-вторых, надо понимать, что когда мы наделяем жизненные процессы, помимо бытового, глубинным или более высоким смыслом, речь идет именно о коллективном подсознании, которое индивидуально для человека неизбежно предстает как данное: заданное давным-давно. В этом смысле очень актуальными для современного мира становятся слова Сократа о том, что всякое знание есть припоминание. Личный опыт обращения к коллективным архетипам заставляет психически воспринимать процесс познания именно так. Приближаясь к общечеловеческой широте знания, мы открываем для себя то, что «знаем» давным-давно. Мы поражаемся тому, что наша душа знает это всегда. С непосредственной достоверностью наша психика, соприкасаясь с коллективными пластами общечеловеческой души, уверяет нас, что она уже испытывала подобное не один раз, что она знает это вечно – ибо архетипы как неслучайные образы несут в себе звучание вечности. (Это один из тех психических факторов, что поддерживает идею перерождения.)

4. Козерог мистически верит в то, что он знает и обретает сам, и почти не верит в то, что происходит без его участия. Это совсем сузило бы религиозную перспективу этого знака, обратив его лишь к экстрасенсорным и другим способностям человека, если бы Козерог не испытывал постоянной потребности видеть перед собой цель и чётко формулировать смысл всего происходящего в мире. Козерог принимает религию прежде всего как мировоззрение, которое конкретно отвечает на его вопрос о смысле жизни. Но с современной точки зрения религия часто отвечает на него туманно и расплывчато, не доводя до каждого индивидуального ума своих целей и задач, не давая практического руководства в ситуации сегодняшнего времени (как в своё время это делала Библия Моисея).

Ответ, не затрагивающий тяжелую субстанцию мира и бытовую повседневную жизнь, не вселяет надежды в самый материальный из знаков Зодиака. И буддийская схема круга перевоплощений, и египетская модель путешествия душ перестаёт удовлетворять современный ум, ищущий за мифом физическую конкретику жизни и смерти. Поэтому Козерог склонен дополнить религиозную веру научными представлениями о материи и конкретными методиками работы с душой. Синтез веры и знания — четвертая черта современного мировоззрения, на которой ставил акцент суфизм и которая подспудно была подоплекой христианства, пока из теологической схоластики не отпочковалась наука Нового времени. Как стрела, устремившись вперед, она отбросила религию в дебри прошлого, оставив ей роль хранительницы традиций. Сегодня знание начинает играть ведущую роль даже в религиозных вопросах, и преданность традиции и Учителю в наше время несомненно уступает любви к Истине как таковой.

Стоит обратить внимание на то, что современные духовные учителя, которым действительно удалось внести вклад в мировую культуру — Кришнамурти или Шри Ауробиндо — сознательно отказываются от роли пророков. Ауробиндо называет себя не учителем, а лишь исследователем, как и своих сподвижников; а Кришнамурти всю жизнь кладёт на то, чтобы доказать, что ни одна традиция не будет человеку панацеей и не принесет ему истинного познания без его собственного, неформального поиска. Так передачу религиозного знания по цепочке заменяет единый фронт совместного исследования (астрологически, это уже водолейская черта, но и она присуща и Козерогу, как знаку фундаментальной науки).

Да и какая радость в том, чтобы тысячу лет транслировать одно и то же, если впереди брезжит безграничный простор познания — главный ориентир эры Водолея! Как ни странно, для знаков Водолея и Козерога, общий управитель которых — Сатурн — выражает принцип материального бытия, даже легче быть истиной, чем её знать (от отличие от Стрельца – знака абстрактного знания, с которым была связана идеология предыдущих 340 лет). Ведь истина — столь же изменчива, сколь и неизменна. Неслучайно основой традиционной философии и всякого познания сегодня можно считать слова Сократа: «Я знаю лишь то, что ничекго не знаю.»

Когда научный путь смыкается с религиозным, перед человеческой душой открывается очень заманчивая перспектива — постижения себя самого через огромную реальность мира: широту его пространств и глубину его истории. Так для русского религиозного философа Бердяева изучение истории как предмета науки предстает как внутреннее откровение — более того, оно просто невозможно без духовной глубины:

"Каждый человек по своей внутренней природе есть великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он может быть по состоянию сознания данного человека ещё закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается. В этом процессе углубления сознания раскрывается вся история мира, с которой имеет дело историческая наука, проводящая всё через критику памятников, письмен, археологии... Но если есть внешний толчок, исходная точка для какого-то глубинного припоминания, человек должен в самом себе познать историю, раскрыть, например, глубочайшие пласты эллинского мира, чтобы поистине постигнуть историю Греции... Этот процесс внутреннего просветления и углубления должен привести к тому, что через эти пласты человек прорвётся внутрь, вглубь времён, потому что идти вглубь времён, значит, идти вглубь самого себя."[60] В таком понимании процесса постижения, написанных в 20-х годах нашего века, просвечивает вполне современный духовный: не только религиозный, но и научный – подход, который ещё недавно считался бы мистическим.

5. Внимание ко времени и истории — пятая яркая черта архетипа Козерога, для которого незыблемый фундамент жизни являет прошлое. Но в отличие от Овна, Козерог не предполагает абсолютизации самих фактов прошлого, на которую опиралось христианство. Факт человеческой истории — это правда определённого времени. Внешний факт (даже такой, как воскресение Христа) не есть вся реальность для знака, который склонен добираться до сути причин и следствий. Смысл факта можно трактовать по разному. Стержневой мировоззренческой основой знака Козерога является время, стоящее над общемировой историей и определяющее смысл личной судьбы.

< Назад | Дальше >