Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Кроме того, учение индейцев для нас эмоционально холодно: что вполне компенсируется мексиканским темпераментом, где природа берёт своё. Но для нашей страны акцент на развитии, а не на сдерживании эмоциональных реакций души абсолютно необходим, даже если мы отрицаем душу или признаём её просто энергией. В суровом климате, где зачастую не хватает тепла просто на полноценное существование, легко лишиться человечности.

Впрочем, сам Кастанеда в отличие от своих учителей, как человек рационально-западного, а не чувственно-языческого типа, предпочитает более человечески-привычную линию любви, и более близкое христианству стремление строить земную реальность силой своего намерения. Это, по словам его учителя дона Хуана, делает его продолжателем не новых магов, устремленных к неведомой свободе, а древней магической традиции, более привязанной к конкретному,— чего и следовало ожидать от Козерога, обращенного к достижениям прошлого. И Кастанеда тем более прав в своих устремлениях, что на ближайшие 170 лет они отражают материально-практическую ориентацию всего человечества, которая несомненно проявится и в мистических областях.

Другой пример творчества в области мистики: не только на основе прежних традиций, но на основе субъективного видения и сатурнианских атомов тонкой материи звука – являют миры Даниила Андреева, главная характеристика которых — сами их названия. Хотя писатель не выходит за пределы христианской веры в светлое будущее и приход Антихриста, но его озарения уже нельзя назвать типично христианскими, так как его субъективное видение обращено к внешней реальности и становится настолько эмоционально сильным, что материализуется в образы: отчего не грех о них рассказать. Его взгляд устремляет за рамки только своей души и культуры.

И всё же миры Даниила Андреева, по знаку Скорпиона, слишком мрачны и недостаточно реальны для мировоззрения Козерога. Они слишком традиционны — и недостаточно обоснованы. За это писателя нельзя винить: ещё не пришло время по-настоящему нового глобального представления о мире. Формально успокоившись тем, что в Библии уже всё сказано, общественный разум пока по-настоящему не оcознал прежних достижений религиозной мысли, религиозной веры и религиозного чувства, завоевавших духовную свободу и право голоса каждого современного жителя Земли.

3. Результат веры для Козерога всегда материален. А материальная реальность духовна: долговременная память, которую символизирует управитель Козерога Сатурн, наделяет смыслом встреченные им на пути знамения материальных предметов – чтобы помнить о сути своего пути.

Поэтому третья черта веры Козерога — видение смысла во всем, т.е. наделение предметов символическим значением. Для древних это было естественным моментом восприятия вещей. О нем помнила и пыталась сохранить его сатурнианская ориентация религии иудаизма. "Знаки направлены на нас непрерывно, жить – значит, быть тем, к кому обращаются, надо лишь принять, лишь услышать этого обращение,"[59]— писал философ XX века Мартин Бубер.

Во все времена скрытый смысл вещей помогал говорить о том, о чем рассказать было невозможно или о чем говорить было запрещено. Однако в новое время второй план реальности стал связываться в основном с интеллектом: который выявлял лишь изнанку, оборотную сторону вещей, раздробив их на атомы и поля, – а не их многоплановость и многогранность. А сегодня многоплановости восприятия мира способствуют идеи возврата к эмоционально-образному (правополушарному) видению и развития "целостного мышления". Эти идеи можно видеть в современной антропософии (Р.Штейнера) или трудах К.Г.Юнга.

Когда мы обращаемся к мировому символизму – архетипам коллективного подсознания, к изучению которых повернул науку психологии К.Г.Юнг, мы должны понимать, во-первых, что речь идет именно о древнейших формах фиксации духовной деятельности, об обращении к корням, первичным образам мышления (архе-тип и значит: пра-образ). Они как раз и являют козерожью базу долговременной памяти, и открытие древнейшей смысловой, образной и эмоциональной подоплеки более новых понятий (в том числе научных и религиозных) расширяет и обогащает привычные представления – о жизни и смерти, о творении мира, о добре и зле.

< Назад | Дальше >