Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

"Чем более дерево похоже на самого себя, тем более оно похоже на Него. Если оно пытается быть похожим на что-либо другое, чем по замыслу Бога оно быть не должно, оно становится менее похожим на Него и менее способно славить Его."[54]

При этом интересно, что название православия, напротив, отражает знак Овна (orthodoxeo — "праведнoe мнение", т.е. религия правды), а католичество, означающее "соборность", берет на знамя водолейскую идею объединения. Но чудо и всеобъемлемость христианской религии формирует одновременный психологический акцент на обоих архетипах: когда тот огненный толчок, который даёт кардинальный знак Овна, стабильный ветер Водолея поддерживает в состоянии ровного пламени. Для воюющего за личную правду Овна идеалом остаётся нравственное сообщество людей Водолея — что проявилось в образовании христианских общин. Мечту о таком обществе являла и идея коммунизма: неслучайно православный деятель прошлого века Бердяев писал о том, что коммунизм имеет все черты религии.

В общей системе религиозных вер религии главной кардинальной точки года — христианство и иудаизм — можно назвать религиями возрождения. Их объединяет психология душевных трансформаций, нацеленных на сознательное формирование будущего в опоре на мыслительный процесс. Их философским синтезом можно считать учение о единстве человеческой свободы и высшего предопределения: о свободе воли человека, чудесно рожденной материально предопределёнными законами этого мира и рождающей его согласно божественному предопределению. Их общий образ человека, свободно следующего божественному предопределению,— это образ мессии.

Будучи наиболее кардинальным знаком из всех кардинальных, Овен задаёт самую радикальную идею. Но как знак огня, он вспыхивает и гаснет: устремлённый к новому, он не придерживается никаких устойчивых моделей (в отличие от Рыб, которые, будучи ещё привязаны к прошлому бессознательной гранью своего бытия, регламентировали своё поведение). Первые христиане героически погибли бы вместе с их идеей, если бы её не сохранила вера в чудеса стабильного знака Водолея, давая возможность длительного существования религии. Мутабельный знак Рыб, предвосхищающий христианство и поддерживающий его верой, служит связующим звеном между искрой настоящей новой реальности Овна и мыслью будущего Водолея. Иногда всё христианство определяют как знак Рыб, поскольку Рыбы — символ веры как таковой и этим знаком можно обозначить любую глобальную религию. Но суть христианства — не в рыбьем смирении перед тяжестью мира, а в преодолении её — радостью надежды на будущее.

Веру в будущее в большей степени являет православие, оставаясь краеугольным камнем христианства. Католичество же опорой стабильной формы веры делает не идею, а религиозный институт, обожествляя папскую власть (Юпитер). Но согласно водолейской доминанте христианского мировоззрения, истинный христианин — не тот, кто регулярно исполняет обряды. А тот, кто живёт невозможной надеждой на то, чего нет и не может быть, зажигая её в себе и не давая ей угаснуть. И в большей степени, чем православная церковь, искру веры христианства — и культурные завоевания России — хранит и доносит до нас по-овенски православное понятие подвига.

Вспыхнувшая как ярчайшая идея лучшего из знаков — первого весеннего знака Овна, христианская вера оказывается не стабильна без поддержки мечты Урана или церкви Юпитера. Она выносит саму себя за рамки создаваемой ей культуры, не зная покоя буддизма и золотой середины даосизма. Христианская культура ратует за новое и потому разрушает мировое равновесие сил, так как не видит в нём горения идеи. Её методы радикальны, и атеизм — это лишь одна из её идей свободы, а строительство коммунизма — мечты наяву — не более смелый шаг, чем мученичество первых христиан или крестовые походы. Коммунистическая идея — это естественное стремление к стабильной форме существования пламени Овна — правды созидания нового мира, которая в этом мире живёт лишь временно. (Это соответствует тому, что опорой Овна является Рак — знак бесконечной изменчивости жизни.)

Если бы удалось вернуть православию его исконно-воинствующее, овенское начало, не только разрушающее старые каноны, но и прокладывающее новые пути, это стало бы настоящим возрождением этой религии. Современность христианства — в его активной позиции. Без неё оно остаётся лишь архаической историей или утопией будущего.

ИСЛАМ

< Назад | Дальше >