Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

СЕРЬЁЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Своей прямолинейной серьёзностью христианская культура отличается от предшествовавшей ей античной (отражающей характер Греции и знак Близнецов). Цицерон, будучи сам жрецом-авгуром, смеётся над предсказаниями авгуров; Платон в своих диалогах обдумывая предмет с разных сторон, вместе с Сократом принимает то одну, то другую точку зрения. А христианскими теологами движет единственно возможная правда их души, и один из них, Боеций, называет сократовский метод иронии "непозволительным".[39] Христианство сориентировано на одну истинную точку зрения, возвышающуюся над всеми остальными: идеал человеческого существования здесь видится одновременно и с позиции человека, и с позиции Бога — он становится всеобъемлющим. И это — тоже архетипическая черта планеты Марс, сливающей в себе земное и небесное, чтобы объединить весь мир единым порывом возрождения.

Сознательная последовательность мировосприятия, характерная для христианства и служащая основным нравственным ориентиром знака Овна, даёт возможность глубины мысли — и то, поверхностному взгляду кажется абсурдным, вызывая смех,— в глубине оказывается естественным и строгим. Такая ориентация исправляет падение Сатурна в знаке Овна — устремлённого за рамки обыденной жизни и часто выпадающего из её колеи — и бесспорно может помочь этому знаку ввести своё существование в хорошее русло.

Христианскому мировоззрению, как и человеку-Овну, свойственна идеализация: и понимая недостижимость цели, он часто следует ей ради движения вперёд. Эту психологическую установку Овна отразило известное высказывание Тертулиана: "Credo, quia absurdum est" — "Верю, потому что это абсурдно!". Сознательно идеализируя мир, христианство опирается на веру, ставя её выше разума. Тертулиану также приписывают слова: "Сын божий распят — мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер сын Божий — это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес — это несомненно, ибо невозможно."

Истинный христианин доходит до невозможного — но не отказывается от него, как это предполагает архетип Близнецов (и буддизм, где абсурд ведёт лишь к постижению иллюзорности своих намерений), а продолжает двигаться дальше в том же направлении, пока не преодолевает силой веры тупик разума. Человечество ставит перед собой недостижимый идеал бессмертия — и значит, когда-нибудь должно его достичь. Так знак Овна прокладывает новый путь в будущее, вечно стремясь осуществить то, что ещё не свершилось. Программой средневековой схоластики — и творческого подхода к христианству сегодня — можно считать фразу Августина: "Давайте искать, как те, которые находят; и давайте находить подобно тем, которые всё ещё должны продолжать поиск."

В этом поиске христианство прежде всего выполняет задачу развития сознания — преодоления суеверий разума и его мифических, образных и нравственных догм. Не случайно современная наука получила толчок к своему развитию именно в культуре христианских стран. Задача развития сознания — основная задача знака Овна, тяготеющего к чистой науке (особенно математике). Поскольку знак Овна силой своей мысли стремится реально создать то, чего ещё нет, психическая и ментальная функции приобретают в христианстве самодовлеющее значение. "Кто совершил в уме, тот совершил на деле,"— утверждает Евангелие, и такой акцент на мышлении безусловно продуктивен для марсианской психологии действия и смелого движения вперёд, которой чужда созерцательность. Но подобный взгляд на жизнь может оправдывать страх, личную слабость и неспособность к реальному действию тех, кто на самом деле не проникся идеалом будущего.

Христианство — религия откровения: открывания. Христос призывал: "Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедайте на кровлях" (Матф. 10,27). Но нужна овенская смелость, чтобы раскрыть другим ещё неведомые им вещи, постигнутые под покровом тишины и тайны. Пока наиболее успешно с этой задачей, как ни странно, справляется наука. Пройдя горнило средневековья, она стала общепризнанной трибуной, с которой можно говорить,— и тем видным местом на горе, куда можно поставить зажжённый светильник, чтобы его все видели.

< Назад | Дальше >