Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Это перекликается с идеей отрицательного противовеса, который необходим для реализации замысла Бога. Он возникает при творении мира как клифот — скорлупы, фиксирующей минусовые качества творения, которые помогают проявиться положительным. В астрологии эта роль достаётся знаку Скорпиона — всеми нелюбимой части эклиптики, которая, однако, имеет равное право на существование с остальными одиннадцатью. Строго говоря, Бог не создавал зла: он устремил Вселенную к добру — но он создал те условия, в которых мы можем отодвигать цель творения и тем служить злу, которое сами же создаём. И даже это отчасти способствует добру: поляризации, устремляющей некоторую противоположную часть мира к благу,— и в этом смысле тоже служит божественному замыслу.

Для знака Рыб — знака смешения — поляризация мыслится необходимой: именно при помощи её из хаоса некогда возникла Вселенная, о чем рассказывают все мифологии мира. Поэтому знак Рыб и иудаизм способен принять и даже оправдать зло минусовых проявлений жизни. Однако если мы, воспитанные по-овенски прямолинейной христианской культурой, будем оправдывать зло мира без оглядки на мировоззренческие и психологические особенности знака Рыб, мы рискуем сразу оказаться в положении Иуды Искариота и попасть в эмоционально безвыходный тупик, потеряв всякую надежду на лучшую жизнь.

Намёком и тайной философия иудаизма раскрывает нам нептунианскую идею смешения добра и зла и относительности всех проявлений мира по сравнению с невидимым абсолютом. Рыбы смиряются перед страданиями мира (проявлением Плутона), оправдывая внешнее зло непостижимостью творения Бога. Этически — тем, что Он, обладая всеми качествами в максимальной степени, всё равно страдает больше. А рационально любое страдание оказывается относительным перед лицом конечной цели возрождения, и такое взгляд на вещи делает веру Рыб "взрывоопасной" — подобно планете Марс, правящей началом буйной весны: устремляющей к концу мира, ради его совершенства.

Проследим здесь логику архетипов: целевой знак Козерога является следующим кардинальным знаком по отношению к знаку Овна, и потому сама идея нового рождения подразумевает цель (а значит, определённость, ограничение и зло смерти). Раз мир имеет цель, значит, Бог сотворил его не до конца, а с точки зрения конечной цели Он непостижимо добр к людям. Их частные страдания лишь служат Его замыслу: а потому не надо отказываться от них, надо их принять.

Овенские, а также козероговские черты нужны религии Рыб ради того, чтобы она была открыта, проявлена, а не оставалась только внутренней верой, невыразимой словами. Для того, чтобы сформулировать её этические законы по-сатурниански чётко, пришёл Моисей, имеющий овенский облик мессии-предводителя, ведущего народ за пределы старой цивилизации Египта и старой веры. Но то, что Моисей — не единственный мессия и не до конца совершенный человек, которому не суждено войти в новую Землю, а один из исторического ряда предков,— определяет его как Козерога, и к этому знаку также порой относят иудаизм.

Черты Козерога в иудаизме — это конкретная жизненная опора на память о прошлой истории. Скрупулезное повседневное соблюдение сатурнианских правил — 613-ти заповедей — делает значимой роль воспитания, очень важного для этого знака. В отличии от других религий, во многом сориентированных на действительное понимание своей веры лишь в старшем возрасте и сознательный приход к религиозному мироощущению, иудаизм нацелен на бессознательное усвоение навыков веры, предполагающее обязательные для всех привычки, воспитанные с детских лет. Поэтому религиозная подготовка к этой вере достойна Козерога. В регламентации поведения можно усмотреть и развитие качеств Девы, которых не хватает неорганизованному знаку Рыб. Механическое исполнение ряда правил, возведённое в привычку,— самый радикальный, если не единственный верный способ преодолеть безответственность знака Рыб и его податливость внешним влияниям.

Необходимость исполнения заповедей часто объясняется практической пользой, что соответствует прагматизму знака Козерога. Как и каббалистическая идея: не брать от Источника лишнего света, если им невозможно воспользоваться во благо. Но Козерог — это лишь та наиболее жёсткая форма, в которой только и может существовать мировоззрение Рыб: самое аморфное и всепринимающее, допускающее всё существующее до глубины любого зла. Зло исчезает в относительности проявлений мира по сравнению с ежеминутной правотой души, флюгер желаний которой постоянно указывает в сторону исполнения божественного замысла существования Вселенной. Но необходимы практические законы добра, чтобы жизнь соответствовала божественному намерению также и внешне.

Отсюда — сильнейший среди всех религий пиетет к зафиксированному словом закону и абсолютизация священного писания Торы (который астрологически отражает также стремление компенсировать падение Меркурия в знаке Рыб бережным отношением к знанию). Согласно иудаизму, спонтанный, анархический импульс устремления к Богу (поощряемый в дзен-буддизме и исламе) не приносит пользы. "Написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к нему в истине." А истина есть не что иное, как Тора. И значит, имеется в виду зовущий Всевышнего через Тору и исключается тот, кто зовёт его, не изучая Тору, просто кричит: "Отец, Отец!"...

И всё же Мудрецы говорят, что молитва или другие благословения, если они произнесены без внутреннего намерения,— как тело без души".[37] — Акцент на внутренней силе "я" в иудаизме почти столь же силён.

< Назад | Дальше >