Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Так мыслили древние: они не разделяли бытового и духовного, и все вещи для них естественно обладали глубиной смысла. Например, ещё в шумерской культуре образ города мыслился не только территорией с постройками — и даже не только местом культурной жизни людей. Он был точным подобием мироздания, сориентированного на 4 стороны света, местом жизни богов. Он соединял людей с небесами. "Связь неба и Земли город, и мы живем в нем",— говорится в шумерском тесте. Иудаизм наследует эту мотивацию слова город для обозначения священного Иерусалима, где протекает духовная жизнь, где строятся не только здания, но божественная реальность "тонкого мира", как мы сегодня говорим.

Но спорный момент обнаруживается в том, что культурные архетипы не всегда являются изначальными, общечеловеческими. Это искусственные образования единства образа и смысла; а естественно психика человека может реагировать на явления мира по-другому. Психология (и астрология) показывает, что есть общечеловеческая реакция на звуки, образы, явления; и есть субъективно-личностные искажения смысла, и есть культурные. Религия иудаизма может освободить человека от его субъективного эмоционального отношения к миру и предоставить взамен узко-культурное духовное видение полноты мира. За счет смысловых подсказок выход к нему окажется легче, чем если бы человек надумал сам непосредственно ощутить смысл во всех предметах и почувствовать их дух. Но это видение всегда окажется ограничено стенами построенного культурного образования. И есть большой шанс, что изначальную красоту замысла Творца человек будет наблюдать лишь из окошка этого дома: под искривленным углом тех идей, которые наделили предметы именно таким смыслом (как бы по телевизору, где оценка мировых событий зачастую зависит от комментатора, и следует преодолеть чужой взгляд, чтобы на самом деле понять истину происходящего).

Знание, хранимое обществом (нацией — что также проецируется на идее особой роли "избранного народа"), имеет для психотипа Рыб особое значение ещё и потому, что это мутабельный знак, наиболее сильно подверженный внешним влияниям. Сочувствуя всему, он не разделяет тёмное и светлое, и поэтому он не полагается на личный путь (как кардинальные знаки), но стремится к контакту с теми, кто лучше его, чтобы попасть под благотворное, а не под дурное влияние. Считая, что сами мысли человека в наибольшей степени зависят именно от окружающего общества, иудаизм призывает верующего быть среди единомышленников и не общаться с иноверцами. Если сейчас эта религия открывает себя другим народам, то оправдывает это по-меркуриански меркантильно: для прихода мессии, в которого она продолжает верить, необходимо, чтобы как можно больше людей верило в него или просто думало о нём.

"Даже праведники не могут себя абсолютно, полностью исправить, поскольку все души соединены вместе, включают одна другую, и в каждой из душ есть части от всех остальных."[36] Поэтому иудаизм подспудно содержит в себе психологическую тенденцию к объединению людей — которую выявляет христианство. Объединить всех под своим началом и раствориться в этом единстве — одно из сокровенных стремлений знака Рыб, которое в науке проявляется как тенденция к созданию целостной концепции (здесь можно вспомнить Коперника, Эйнштейна или Вернадского), а в быту порой как авторитарность.

Идея собственной ничтожности, провозглашаемая Рыбами и иудаизмом, не даёт развернуться негативным сторонам этого стремления. Для людей-Рыб, нередко попадающих в разрушительный резонанс с хаотическими ритмами огромной Вселенной, с которыми ни человек, ни даже народ управиться пока не в состоянии, это воистину спасительная идея. Рыбы попадают в резонанс с миром совсем не так, как оберегающий свою душу Рак. Душа Рака сливается с гармонией мира, его разум — со всеобщим разумом Юпитера. Индивидуальная душа находится под невидимым контролем исторического сознания общества (архетипов, сформировавших её), и её растворение в них неопасно. Индуизм учит этому переходу от индивидуального "я" к коллективному и обратно. Но Нептун побуждает человека потерять себя полностью. Рыбы жертвуют свою душу и сознание прямо сразу неконтролируемой стихии, полагаясь лишь на волю Бога, даже если они неверующие. Сознание ничтожности себя и своей жертвы — то, что удерживает его от разрушения в океане всеобщей относительности, от потери всякой устойчивости психики, без которой невозможна жизнь по эту сторону мира.

ИСКУСЫ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Не разделяющие добро и зло Рыбы — тот знак, который входит в самые тёмные и нелицеприятные стороны бытия, поэтому во многом идеал его — воля, которой он бы смог им противостоять. В позитивном смысле — это сила воли (качество противоположного знака Девы, Церера), которая в Каббале трактуется как масах — экран: способность отражения, "экранирования" любви, даром предоставляемой человеку Богом (подобно тому, что планета наслаждения Венера в Деве падает). Человек должен развить в себе волю отказа и противодействия (Плутона, который трактуется как эзотерическая планета Рыб), а потом способности принять лишь полезное (Церера). Отказавшись от света, он будет достоин принять его, и это поможет решить задачу исправления самых тёмных и грубых форм материи. Отсюда происходит такой парадокс, что наиболее грубые души при исправлении смогут получить и большее количество света, поскольку именно через них он должен проникнуть до самого низа материи (Плутона).

Согласно той же идее, часть творения (Малькут в Малькуте, в астрологической системе соответствует образу планеты Прозерпины) оказалась навсегда лишена божественного света. Творец допускает это, и пока мир несовершенен и незавершен, хранит её в таком состоянии. "Творец не забывает о Малькут, низвергнутой в Землю, и всякий раз, когда он вспоминает её, содрогаются все триста девяносто небесных сводов и Творец роняет, горящие как огонь слёзы о Шехине — Малькут, низвергнутой во прах земной, и они падают в глубины большого моря. И от силы этих слёз оживает царь моря Роав и благословляет Творца, и клянётся поглотить всё, с первого дня Творения, в то время, когда соберутся все народы вокруг святого народа, высохнут моря и пройдёт Израиль по суше." ("Зогар")

< Назад | Дальше >