Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Но несмотря на внутреннюю ориентацию знака Рыб, их идеал символизирует экзальтация Венеры — планеты земного блага и счастья, к которому приводит праведность и мудрость понимания жизни знака Тельца. Архетипический образ тельца — быка, пашущего поле,—тесно связан с идеей творения, на которой делает несомненный акцент учение иудаизма, где человек предстает сотворцом и главным помощником Бога. Этот мифологический образ можно найти и в писаниях. "Как тот бык, на которого сначала возлагают ярмо, дабы извлечь из него пользу миру... так и человек должен прежде всего принять на себя бремя Царства небесного... и если этого нет у него, святость не почиёт на нём." ("Зогар")

Представление о Боге — едином истоке всей полноты бытия, на которое опирается философия иудаизма, носит нептунианский характер сокровенного. Постигнуть высший смысл для знака Рыб — значит ощутить невыразимое словами. Если загадочный буддизм ценит разум больше обманчивых ощущений, то понять строгое знание иудаизма — это прежде всего ощутить его. "В духовных мирах ведь нет места, времени, движения — лишь чувства."[33] Рыбы свято верят — но лишь в то знание (Меркурий), которое опробировано жизненным опытом (Венера), и знание приобретает для них подчас религиозное значение, что мы видим и в иудаизме. Поэтому иудаизм — это учение, анализирующее и саму этику ради постижения мельчайших механизмов жизненной воли с аккуратностью противоположного, земного знака Девы — что в наибольшей степени проявлено в Каббале.

Опора на чувства также сопоставляет иудаизм знаку Тельца, и в целом эту религию можно описать движением Телец-Овен-Рыбы: от чувственной природы (Венера) происходит уход ради развития активности и выхода на новый путь (уход из Египта: Марс) и затем возрат к ней на более тонком уровне (Нептун, или экзальтация Венеры в Рыбах). И чтобы показать, что умопостроение Каббалы — не мертвая схема, но и на самом деле Древо жизни, иудаизм представляет его сквозь призму того, что наиболее трогает душу: этических понятий и интимных процессов.

В концепции Каббалы[34] несомненно особую роль играют те понятия и ритмы, которые в астрологии соответствуют планете Нептун. Образ этой планеты раскрывает первая из составных частей Вселенной: высший из сефирот — Кетер. Именно он является невидимой основой здания Вселенной, скрупулезно выстроенного каббалистами из десяти понятий: для чего они взяли за основу меркурианскую реальность нашего мира, основы счета и знания — пальцы рук и буквы своего алфавита. К Кетеру восходит душа после смерти, и вершинами духовного пути человека в этом мире мыслятся моменты восприятия Кетера и само достижение способности воспринять его энергию. А к циклу Нептуна нас обращает представление о том, что в 13 лет в человеке просыпается зерно его души. Именно тогда Нептун образует к положению этой планеты в личной карте человека первый значимый аспект — секстиль, пробуждая в подростке тягу к музыке и религиозность. Ответственность за себя, согласно иудаизму, душа берёт после 20 лет: астрологически в это время Нептун образует негативный аспект квадрата, мешая человеку плыть по течению, и то, что раньше сходило с рук, в это время так легко не даётся.

Этическая позиция философии Каббалы заключается в том, что человек отказывается от удовольствий мира ради того, чтобы их заслужить. Бог, в процессе творения Вселенной, захотел сделать ей приятное — удовлетворить её с той полнотой, которой обладает сам (попутно явив астрологическую экзальтацию в Рыбах Венеры). Для этого Он создал человека, дав ему свободу расстаться с Собой: отказаться от божественной полноты природы и быть неудовлетворенным. В дар человеку Он дал всё своё создание, не требуя ничего взамен. И человек чувствует себя недостойным этого дара: ему стыдно принять то, за что ему нечем расплатиться. Благодарностью человека Творцу может быть лишь его удовлетворение, слияние с божественной полнотой — раз таков замысел Бога. Или сам его отказ от Бога, отказ получать незаслуженное. Этот отказ получать божественную энергию делает человека самостоятельным. И по мере развития его независимости и способности отвечать за физические процессы Бог может дать ему наслаждение на Земле, не опасаясь того, что человек утонет в океане энергии Кетера, в котором не различаются жизнь и смерть, и потеряет себя как отдельное от Бога творение, перестав быть Его партнером и — ближайшим соратником.

Ведь чтобы человеку не стыдно было принять от Творца Вселенную, Бог не довершил творение мира, оставив человеку возможность вписать в него последнюю страницу. И тысячелетиями Бог хочет закончить его вместе с людьми, чтобы приобщить их к процессу творения: чтобы они полюбили его так, как любит Он рождённое им дитя. Чтобы они поняли, ценой каких усилий Он его создал и как Он страдает от несовершенства своего творения. Возвышенное чувство Нептуна — сочувствие Богу — приводит человека в то состояние, когда он способен воспринять тайны мироустройства. Вечная разделенность Творца и творения образует ту великую пустоту, в которой должен быть сотворен мир.

Религия иудаизма этически настраивает человека на самые тайные чувства: а потому в ней возникают образы интимности процессов творения. Кроме изначальной нептунианской аналогии единого, всё вбирающего в себя Творца и мира — как матери и ребёнка, наиболее часто сопоставление отношений Бога и человека как мужа (Бог) и жены (народ Израиля). Обращение к образам сакральных процессов иногда побуждают астрологов увидеть в еврейском народе жалящего себя Скорпиона. Однако при более внимательном рассмотрении мы здесь не увидим возбуждение страсти эмоционального экстаза, устремляющего нас в потусторонний мир за неведомыми ресурсами жизни (что кратко характеризует пути и цели Скорпиона).

Цель, отчасти,— в наиболее надёжном сокрытии тайны: таком её покрове, чтобы он не отличался от самой жизни. Потому интимные сопоставления, как и тенденция хранить Бога в звуке сакральных имен с большими или меньшими искажениями описывающими слияние мужского и женского начал,— лишь хитрость, вполне достойная знака Рыб и еврейского народа. Тот, кого останавливают телесные процессы, ещё не способен к духовной деятельности, которая имеет своей целью их преобразовать. И потому, нисколько не смущаясь,— или напротив, чтобы вызвать смущение,— иудаизм уподобляет 10 эманаций творения — десяти пальцам рук (считать удобно!), 613 заповедей мышцам и сухожилиям Адама, обрезание — одному из подпроцессов творения мира и так далее. С исторической точки зрения, это натяжка. С мистической: истина, да ещё какая! Если мы обращаемся к духовным процессам не абстрактно, а связывая их с телесными, они действительно дадут энергию, способную творить чудеса! Ведь человек должен принадлежать Богу целиком: "Если Тора заложена во все 248 части тела, она сохраняется, если же нет — она не сохраняется."[35]

< Назад | Дальше >