Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Таким образом, астрологически философия Востока — Китая и Индии — опирается на психологические архетипы двух кардинальных знаков, питаемых энергией лета: мужского логического знака Весов и женского чувствующего знака Рака. Вспомогательную роль по отношению к ним играют соседние мутабельные знаки Девы и Близнецов, подвергая сомнению идеи кардинальных знаков и дополняя их созерцательную философию практической позицией. Психологическими достижениями этих религий можно считать творчески полноценное существование человека в мире, символизируемое в Зодиаке стабильным знаком Льва (даос, в котором отражается красота жизни), и его философская мудрость, описываемая стабильным знаком Тельца (неизменный будда).

В религиозной картине Запада, где наиболее значимыми религиями являются христианство, иудаизм и ислам, доминирующую роль также играет идея кардинального знака — Овна, которому сопутствуют архетипические черты мутабельного знака Рыб. На это указывают акцент на человеческой активности — развитии идеи свободы воли — и сама образность западной религии, соответствующая западному Зодиаку. Образ агнца-Овна и раннехристианский символ рыб христианство взяло из предшествующей мифологии, вобрав в себя и другие архетипические черты соответствующих знаков. Свершения западной культуры — её стремление к всемирному единству и высоту её научной мысли — описывает стабильный знак Водолея (и соответствующий ему образ ангела).

Иудаизм, христианство и ислам объединяет идея прихода мессии — идея совершенства личности, способной взять на себя исправление мира: идея рождения мира в новом облике. Она соответствует весеннему обновлению природы кардинального знака Овна — самой яркой точке года. В этих, как и в других глобальных религиях, стержневой остаётся идея кардинального знака. Но историческая опора здесь происходит на религию мутабельного знака Рыб — иудаизм. Это соответствует тому, что Рыбы — самый религиозный знак: его делает таким неустойчивость жизненной позиции и преданность иной реальности, которая становится его главной опорой. Знак Рыб — время половодья, переходное от зимней смерти к весеннему пробуждению — в наибольшей степени предполагает будущую трансформацию мира. Идея всеобъемлющего изначального истока всего — единого Бога Рыб — естественно служит тому, чтобы во всю мощь раскрыла себя идея возрождения кардинального знака Овна.

Психология мутабельного знака позволяет расширить картину, задаваемую кардинальным знаком, развить её в глубину. Подобное соотношение сохраняется между христианством, проявляющим мужскую идею божественности личности (Овен) и в опоре на неё ставящим задачу объединения людей (Водолей), и иудаизмом, соответствующим знаку Рыб, обращающему нас к тайне зарождения жизни. Для иудаизма, давшего толчок возникновению христианства, характерна женская позиция пассивного принятия воли Творца и акцент на этической стороне учения, который ориентирует на проникновение в скрытые психологические процессы души. Эту глубинную ориентацию несколько теряет христианство, цель которого — тайное сделать явным. Поэтому в средневековье иудейская Каббала проявляет себя как мистический аспект христианской религии. Христианство служит экзотерической, а иудаизм — эзотерической стороной общей мессианской концепции Овна-Рыб.

ЭТИКА ПОМОЩИ ТВОРЦУ

Иудаизм — религия глубин души, раскрывающая перед нами религиозность и психологизм знака Рыб и описывающая наиболее сокровенные внутренние движения психики, которые соответствуют основным этическим понятиям человечества. Неустойчивость и слабость знака Рыб в жизни даёт ему повышенную внушаемость и зависимость от внешних влияний — и потому внутреннюю потребность в этической опоре и наличии персонифицированного — действующего — Бога, который оказывает на жизнь людей более активное влияние, чем все прочие обстоятельства их существования.

< Назад | Дальше >