Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Разрушая эмоциональные привязанности, буддизм учит свободному обращению с душой: можно сказать, он делает пустой оперативную память, ради лучшего оперирования с дальними воспоминаниями прошлого. Когда дальние уголки души доступны для настоящего, оно само перестраивает личность в соответствии с истиной момента, и человек, не защищая своё ложное, прежнее "я" и не заботясь о душе, хранит живой лишь ту неопределимую суть, которую потерять невозможно. Основным же нравственным ориентиром буддизма во всеобщей относительности определений остаётся ахимса — непричинение вреда живым существам, проистекающее из общего состояния покоя: внутренней мягкости, доброты, удовлетворенности и, конечно, внимательности к миру, которая является неотъемлемым достоинством индийской культуры и знака Рака.

Дзэн-буддизм учит быть вне жизни, но и глубоко погружаться в неё, не отрицая никакого её аспекта. И даже медитация, обращающая ко внутреннему миру с целью постичь исток, не должна уводить от мира, как сказал чаньский патриарх Хуэй-нэн: "Не сидите, сосредоточив ум на пустоте. Если вы будете это делать, вы окажетесь в безжизненной пустоте. Подлинная пустота объемлет солнце, Луну, звезды и планеты, великую землю, горы и реки, деревья и травы, плохих людей и хороших, плохие вещи и хорошие, небеса и ад — все это пребывает cреди пустоты. Такова же пустота человеческой природы" ("Тан-цзин"). Понятие жизни, объемлющей всё, приход от внутреннего мира ко внешней жизни — путь Рака.

Как мы говорили, Весы — знак зачатия Рака, и Китай органично принимает дзэн-буддизм, который там носит присущий духу этой страны акцент на эстетике внешнего и аналогии внешнего и внутреннего. Для России буддизм почти сливается с даосизмом в общее понятие восточной философии — и главная роль даосской и буддийской созерцательности для западного мира в том, что она позволяет увидеть ненужное и лишнее в наших повседневных заботах и волнениях. Она уводит — не от жизни, а от шума и суеты, которые лишь мешают естественному течению жизни (которым заведует Рак) и разрушают экологию нашего существования (за которую отвечает знак Тельца). Это иллюстрируют слова китайского писателя Чэнь Цзижу: "Посиди спокойно, и ты поймешь, сколь суетны повседневные заботы. Помолчи немного, и ты поймешь, сколь пусты повседневные речи. Откажись от обыденных хлопот, и ты поймешь, как много сил люди растрачивают зря. Затвори свои ворота, и ты поймешь, как обременительны узы знакомств. Будь человечнее, и ты поймешь, как бездушны обыкновенные люди."[32]

Так через тихое и непредвзятое видение восточная философия делает людей человечнее, даже когда она отрицает душу. Буддизм основывается на непосредственной вере индуизма: вере, для которой не нужны слова. Она реализуется не в идеологических концепциях, а в самой жизни, в умении видеть и воспринимать.

Созерцательность и пассивность буддизма дополняет активная позиция йоги. Для буддиста весь мир — майя, иллюзия: и в какой-то мере жизнь — это только игра, достойная созерцания, но не душевного участия, влекущего за собой привязанности. Йога побуждает человека включиться в эту игру, манипулируя своим телом и душой так, как если бы они были внешними нам предметами. Как Рак и Близнецы, буддизм и йога выявляют силу и разумность человеческой души, многообразие её проявлений и её актуальные жизненные возможности.

Подъём энергии кундалини в йоге — это вызов, пробуждение страсти, буддизм — угашение страсти, и в этом они дополняют друг друга. Мы можем безболезненно и безбоязнено манипулировать энергией страсти только когда способны успокоить свою природу, а именно этому и учит буддизм. Практически моменты йоги включаются в буддизм, как рациональное дополняет психологическое, что наиболее ярко проявилось в махаянской школе буддизма йогачары. Согласно ей, абсолютная истина может быть достижима лишь теми (точнее, разумом тех), кто практикует йогу. Йогачары рассматривают дхармы, из которых состоит мир, как составные части сознания, и здесь осуществляется переход от психологического к логическому понятию "я" (от "я"-души к "я"-сознанию: астрологически от Луны к Меркурию).

Относительность переменчивого "я" (как души) даёт власть над ним неявному, но неизменному высшему эгo-сознанию, которое не является отражением иллюзий мира, но существует независимо от них. Высшим видом нирваны считается абсолютное просветление — не уход от мира, но наиболее действенное участие в нём, целью которого мыслится принесение пользы другим. Просветление как рациональная явленность истины — её доступность в словах, образах и движениях момента — также является характеристикой планеты Меркурий.

В целом можно сказать, что буддизм и йога (Рак и Близнецы) описывают психологию как таковую: внутреннюю изменчивость души и её стремление найти неизменные ориентиры: её включение в процессы познания. Пассивное восприятие, рождающее эмоциональные привязанности и формирующее индивидуальное "я",— и активную реакцию мысли, разрушающую их ради манифестации новых форм вечно изменчивой жизни.

Следующий стабильный знак Тельца описывает вершину, до которой подымает человека буддизм — образ неизменного в потоке существований мудрого Будды. Телец овладевает теми неуловимыми душевными вибрациями, к которым обращается знак Рака, умея их рационально понять и выразить эмоционально, и таким образом становится хозяином своей души. Он тот, кто вправе распоряжаться её превращениями и перевоплощениями, чей ум берёт верх над чувствами и чьи эмоции контролируют заблуждения ума. Повседневные плоды, которые стремится дать человеку религиозное учение буддизма,— это владение своей психологией и по-тельцовски спокойное мирное счастливое существование. Это умение жить самой жизнью, понимать мудрость всех её проявлений, и быть надёжным фундаментом для тех, кто ещё не обрёл философского отношения к миру.

< Назад | Дальше >