Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Возникший в Китае на основе махаяны чань- или дзен-буддизм исходит из положения: "Стань буддой, созерцая собственную природу". Интересно отметить, что любивший повторять "Познай самого себя" Сократ родился примерно в одно время с Буддой. Восприятие бытия зависит от субъекта, и это подспудно подразумевает, что бог присутствует в каждом человеке: душа (атман) отождествляется с высшим законом (брахманом). Но не наоборот: сказать, что поскольку бог есть в каждом, то он воспринимает и строит для себя свой мир так, как хочет, было бы ошибкой — по большому счету.

Такое провозглашение относительности и субъективности нашего восприятия, ныне характерное для технической интеллигенции, пытается найти опору в том же буддизме. Оно отражает абсолютизацию интеллектуальной функции Меркурия: утверждающего свободу от прежних установок и привычек ради возобновления творения на пустом месте. Но Будда-Меркурий по сути утверждает лишь независимость от социальных стандартов Юпитера, а не от Сатурна (законов бытия, на которые опирается деятельность разума). Хоть жизнь — иллюзия себя самой, буддизм признает законы предопределения, и освобождение достигается в опоре на них. Это освобождение от кармы в силу познания её законов, а не свобода от самих законов. Недаром, прежде чем сформулировать истины буддизма, Будда медитировал четыре недели, постигая закон причинности. А потом ещё три, чтобы увидеть путь, объективный для всех.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИЛЛЮЗИИ "Я"

Буддизм утверждает: не существует никакого постоянного "я". Наше "я" является причиной иллюзии, и её преодолению служат самые известные красочные церемонии Тибета, где монах предлагают своё тело и жизненную энергию всем живым существам и даже самым отверженным из созданий — голодным духам. Он созывает их, дуя в трубу, сделанную из кости, напоминающей о смерти — как шаман прошлых времен, обращаясь к потусторонним силам, чтобы те, на время убив его, препроводили его в мир иной, где есть то, чего здесь нет. Буддизм приспособил эту древнюю церемонию к своим целям: человек, представляя собственную смерть, отвращается от того, что уничтожимо,— и тогда открывается вечное.

В даосизме не ставится вопрос о заблуждениях нашего "я": оно растворено во всеобщей воле мира. В конфуцианстве оно подчинено воле общества. Но буддизм прямо апеллирует к человеческой индивидуальности, и потому преодоление её субъективных иллюзий остаётся основной темой этой философии.

Иллюзии исходят от чувств и мыслей. В буддизме нет большого различия между чувственными и рассудочными формами познания: они равно субъективны и приносят лишь относительное познание. Считается, что сам Будда родился под знаком Тельца, и, может, поэтому буддизм ставит начальный акцент на заблуждениях чувств. Изменчивость — неотъемлемое лунное качество души — предстаёт в буддизме её недостатком. Но освобождение души от индивидуальных привязанностей раскрывает миру её истинное богатство — её живую суть, оживляющую иллюзорный мир неопределимым жизненным смыслом, — и потому учение Будды в астрологической системе можно определить как экзальтацию Луны в Тельце.

Отрицающие логику методы обучения позднего буддизма больше внимания уделяют устранению субъективизма умственных построений: так уход учителя в сторону от ответа может способствовать просветлению ученика. Несовершенство рациональных определений реальности хорошо отражают слова чаньского мастера Юнь-мэня: "Если хочешь постичь истину, не думай о правильном и неправильном, конфликт между правильным и неправильным — это просто болезнь ума."

Популярными становятся парадоксальные задачи или вопросы, требующие немедленного ответа, цель которых — вызвать моментальный прорыв к самоосознанию: или, точнее, ощущению истины, которая находится за пределами мысли, оформленной словами. Моментальная догадка или немедленный ответ отрывают разум от его прежних представлений и тем способствуют преодолению привязанностей. Подобно этому, чтобы перестать страдать, надо не следовать потоку своих переживаний, но добиться непосредственности самораскрытия — и в этом один из ключевых моментов работы со своей душой (наиболее актуальный для Рака, который прячется в своем панцире и замкнутого в рамках цели Козерога).

< Назад | Дальше >