Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Кристаллизуя в людях стержень индивидуальности Сатурна и отвергая традиции Юпитера, буддизм обосновывает возможность освобождения человека собственными силами. Он провозглашает идею независимого от внешних сил развития личности. Путь хинаяны — это путь архата ("достигающего"), самостоятельно движущегося к цели духовного развития. Но этот путь отрицает жизнь в семье и обществе:

"В мире из дружбы рождается забота,

Из семейной жизни возникает прах рассеяния.

Состояние освобождения от уз дома и дружбы —

Оно, и только оно является целью уединения."

Это соотносимо с тем, что Сатурн усиливает влияние Урана (родственного ему по септенеру), но значительно ослабляет влияние Юпитера, планеты общества и счастья (в обители Сатурна Козероге Юпитер падает, и в системе астрологии он правит знаком Стрельца, противоположным Близнецам, и составляет оппозицию Меркурию).

И в хинаяне, и в махаяне нет надобности в том едином (юпитерианском) боге, которому бы поклонялось общество: он делает ставку на индивидуальный (сатурнианский) путь и в этом смысле близок нашему времени. "В небе нет пути; нет отшельника вне нас". (Дхаммапада, XVIII:254) Здесь уместно вспомнить мифологический образ первых близнецов, спустившихся из мира богов на землю и основавших свой собственный мир, нарушив запреты прежнего бытия.

Изначально возникший как протестантское учение, буддизм всегда стремился к простоте юпитерианских церемоний: даже получившая впоследствии распространение "чайная церемония" была введена 28-м патриархом Бодхидхармой как антиритуал: домашнее обыденное действие в противовес традиционным общественным представлениям.

Также провозглашаемое буддизмом равенство людей — новая и антитрадиционная идея, в которой заключается его главный социальный шаг вперёд, трансформирующий общественное мировоззрение. В практике буддизма проявлено и равенство полов: есть будды-мужчины и будды-женщины (что также может напомнить архетип мифологических близнецов).

В идее равенства: демократической идее знака Близнецов — стрежень этики буддизма. И если мы упустим её из виду, методы этой религии, порой нарочно абсурдные и отрицающие прежние достижения человечества (типа: ударил палкой — вызвал просветление) предстанут негуманными и регрессивными. Характер этой религии в принципе таков, что в ней невозможен иерарх, невозможно абсолютное послушание и подчинение — этим она очень близка современности. Ещё в VIII веке патриарх Линь-цзи требовал: "Убей Будду, убей патриархов". Это призыв к тому независимому взгляду на мир, к которому тяготел атеистический XX век и о котором Ницше с горечью и ужасом говорил: "Бог умер!". Настоящей внутренней свободы от всего, без какой-либо опоры и от всех опор, достичь нелегко, она страшит и побуждает вернуться к привычной защите бога-патриарха и его авторитетных помощников. Мировоззрение буддизма ставит этому преграду, исполняя заповедь "не сотвори себе кумира" лучше, чем другие религии.

< Назад | Дальше >