Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Но в отличие от современной науки, не умеющей совмещать противоположности и преодолевать абсурд ума, буддизм трепетно и нежно, сильнее всякой другой религии, заботится о той душе, которой нет. "Благородный восьмеричный путь" буддизма настраивает на контроль над каждым движением души: этому служат правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие и правильная концентрация. Для психологии Рака этот путь актуален тем, что этот знак, стремясь охватить своей душой всю жизнь и боясь потерь (в чем проявляется экспансия Юпитера и слабость Марса), склонен проверить сначала все боковые ответвления пути, прежде чем предпринять правильное действие, до которого дело не всегда доходит.

Если привычное нам христианство предполагает ошибки на пути — грехи и покаяние в них, серединный путь буддизма предлагает освобождение через праведность — безошибочность поведения. Эта праведность — присуща следующему за Близнецами знаку Тельца: под этим знаком родился сам Будда, рождение которого празднуют в мае, и неслучайно. На пустом месте отвергнутых определений ощущать, что правильно в каждый момент, нам помогают чувства, которыми заведует управительница Тельца Венера. Телец — знак рождения Киркегора, основателя самого популярного философского течения XX века — экзистенционализма, которое возвращает дошедших до абсурда интеллектуалов к обретению новой полноты существования через полноценное проживание каждого момента своими чувствами.

При этом просветление буддизма не есть само переживание единства с абсолютом (мистическое озарение христианства), а та работа, которую оно произвело. Сравнивая озарение-сатори с Луной в зените, чань-буддизм говорит, что просветление наступает лишь после захода Луны. Экзальтация чувств должна пройти, чтобы свет разлился по всем темным углам.

Освобождение нирваны ("остывание, затухание, угасание") — мыслится обретением покоя путём успокоения, угасания желаний (которые возбуждает планета чувств Венера). Здесь надо понимать, что непосредственная цель буддизма — освобождение души от бремени прошлого: значимой в индуизме кармы, и он устремляет человека к отказу от прошлого, которое в наибольшей степени ценит "пятящийся назад" знак Рака и на которые опирается знак Козерога, наследующий прежние навыки как способ выживания в тяжелых условиях. Но при этом человек идет по пути, который освоили предки, а задача буддизма как реформаторской религии — этот путь изменить. Идеал буддизма — ничего не иметь ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем — освобождает его мысли и чувства для реальной жизни настоящего момента.

В умении жить настоящим мигом — совершенство знака Близнецов. К этому же всю жизнь призывал религиозный философ этого знака Кришнамурти. Достигаемая здесь свобода оперативной памяти — необходимое условие для продуктивной работы интеллекта: который символизирует правящая Близнецами планета Меркурий.

УХОД И ВОЗВРАТ БОДДХИСАТТВЫ

Буддизм предполагает лунную погружённость в себя и отрешённость от внешнего мира. Однако, отказ участвовать в происходящем: для одного человека, как и для социальной группы людей в истории — есть нечто большее, чем просто нежелание действовать (о чем пишет историк А.Тойнби, который целью исторического процесса видел непреходящие ценности культуры и религии). Это состояние ума, в котором антиномичность принимается как таковая — сознательно или бессознательно — и заменяет внешнее творчество. Отрешенность была присуща эллинскому миру, где она выразилась в актуальном для нашего времени принципе "жить в гармонии с естеством", который ныне склоняет западных людей к восточным религиям. Согласно Тойнби, позитив ухода от мира заключается в выработке адекватного творческого отклика на сложившуюся ситуацию — и за уходом следует возврат: личность предлагает нестандартное действие, по-новому решающее насущные проблемы.

"Уход позволяет личности реализовать свои индивидуальные потенции, которые не могли бы найти выражения, подавленные прессом социальных обстоятельств. Уход дает возможность, а может быть, и является необходимым условием духовного преображения; но в то же время преображение лишено цели и смысла, если оно не становится прелюдией к возвращению преображенной личности в общество, из которого она удалилась."[29] "Представляется, что импульс, по которому за уходом следует возврат, внутренне присущ человеческой природе, а может, он характерен и для всей Вселенной, коль скоро он столь настойчиво проявляется даже в буддийской практике махаяны, вопреки идее буддийской веры."[30]

< Назад | Дальше >