Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

СЕРЕДИННЫЙ ПУТЬ —

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРАВЕДНОСТЬ

С древности человек склонен верить в бессмертие души, стремясь увековечить своё "я" если не в этом, то хотя бы в потустороннем мире. Но "вторая благородная истина" буддизма видит в этом лишь одну из причин страдания. Буддизм отрицает традиционный образ загробного мира: душа не обретёт покоя ни в одном из миров. Она достигнет его лишь при остановке всякого движения в неподвижной сердцевине его — в середине противоречий мира, в которой кроется смерть субъективных желаний вечно движущейся души-Луны. Душа становится внешней для себя, перестаёт фантазировать свои миры — она исчезает ради объективного отражения изменчивости мира всеобщим разумом. И путь буддизма также называется серединным. Середина буддизма — это не центр мира даосов. Это середина самой души. Неопределимая середина между двумя противоречащими друг другу определениями интеллекта Близнецов.

Буддизм движим идей преодоления личного страдания каждого конкретного человека, и в этом смысле он наиболее сближается с современной психологией, работающей с эмоционально-соматической природой (которой правит Сома-Луна). Страдание (дункха), из которого исходит буддизм, называя его первой истиной, — это неудовлетворенность души, переживание беспокоящих моментов жизни, ожидание неудач и потерь, в основе которого лежит чувство страха (что астрологически напоминает нам о падении Марса в знаке Рака). Не секрет, что Рак боится внешнего мира, который каждый миг будоражит и травмирует его тонкую психику. И буддизм помогает увидеть, что суть здесь — не в грубости мира и чувствительности человека, а в неправильной работе чувств (скандх), подверженных привязанностям и заблуждениям — и не дающим возможности освобождённому сознанию составить ясную картину об истинных причинах и следствиях событий.

"Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда страх?" (Дхаммапада, XVI, 214) Более материальная йога видит в страдании просто неправильную работу энергий тела, что показывает её львовский акцент в отличие от акцента на работе сознания Близнецов. В отличие от трагической серьёзности христианства, образы будд улыбаются: интересно, что их тонкая, чуть заметная улыбка, сопутствующая их взгляду в мир и внутрь себя, никогда не выходит на фотографиях: её ловишь, лишь находясь рядом,— и тогда поражает, что все будды улыбаются. Столько много улыбающихся лиц — будды улыбаются всегда, в любой позе, которую подчеркивают мудры рук — тоже наследие индуизма: посылая благословение или объясняя колесо закона, и даже во сне смерти.

Отказываясь от привязанностей скандх, человек освобождает их для правильного восприятия конкретного момента и окружающего мира в целом. Отрицая солнечные желания и лунные привязанности индивидуальной души, — а вместе с ними и её саму, поскольку эмоциональная память составляет суть души-Луны,— мы и принимаем мир таким, каков он есть: бесстрастным и закономерным, лишённым драматизма и превосходящего его смысла (утопии бессмертия Весов). Так смотрят на мир рациональная философия и наука.

Это сопоставляет буддизм также утилитарному знаку Козерога. Особенно тибетский, развивавшийся на основе культуры, возникшей в суровых горных условиях и потому отвергающей все лишнее. Жизнь без прикрас требовала столь же строгого мировоззрения. В этом контраст сказочной Индии и прагматичного Тибета: чарующих мягкой красотой индийских богов и ужасных видом "защитников" тибетского буддизма. Прежде некогда опасные для человека горные духи, они покорились буддийской доктрине, которая возвеличивает человека перед миром. Так возвышается на окресностями гигантская статуя Будды в Бодгае. Цель покорения природы, выраженная в его монументальной фигуре, органически присуща жизни в горах: даже более, чем на самой родине буддизма. Ту же цель ставит и наука.

За постижение законов природы, дающих возможность управлять ей, в астрологической системе отвечает управитель Козерога Сатурн. Это планета познания предопределения, которая покровительствует и астрологии: неслучайно астрология играет важную роль в жизни тибетских лам. Сила (экзальтация) Марса в Козероге подчеркивает цель развития личной смелости, активности и воли человека, устремляющей его за границы изведанного к неосвоенной территории, которая также будет пригодна для жизни человека, которому должно быть подвластно все.

< Назад | Дальше >