Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Так семь первобытных цветов призмы, на которые разлагается бесцветный луч, в дальнейших сочетаниях образуют вторичные сложные цвета и разнообразятся ad infinitum. У бога Сурьи (солнца), говорят брамины, семь сыновей, потомство которых составляет добрую треть пантеона богов. А бог воздуха Вайю, родитель семи первородных слогов и семи музыкальных тонов, в которых зарождаются и из которых исходят всевозможные комбинации звуков в гармонии природы.

В древней Индии религия была тесно связана с созерцанием природы... Пантеизм Индии, видимо обоготворивший все грубые силы природы и как бы олицетворяющий одни внешние образы, представляет собою как бы опоэтизированный материализм. Но если, отбросив его внешнюю форму, мы проникнем до первоначального происхождения мифов пантеизма, то не найдем в них ни богов, ни даже внешнего поклонения предметам из царства природы в их обыкновенном образе, а поклонение духу вездесущему, поэтому столь же присущему маленькой травке, как и силе, вырастившей её."[28]

Дух-творец действует в любой из более конкретных своих ипостасей. И в незапамятные времена он выступал как небесный демиург и прародитель богов Дьяус, впоследствии забытый старший родственник Зевса и Юпитера. Потом — как бог космических вод Варуна (родственный Урану), приводящий в движение Вселенную и карающий грехи людей: в образе которого подчеркнут нравственный аспект (как у "ветхого днями" библейского Творца). В эпоху завоеваний ариев и их военных побед Варуну сменил громовержец Индра, царь и защитник своего народа, и полководец богов. Затем индусские монотеисты усмотрели единого Бога в образе первочеловека Праджапати: равного Вселенной и существовавшего до её сотворения (аналогично христианскому "прежде всех век"). Это уже ближе к нашему пониманию единобожия, и наиболее абстрактно его выражает современное понимание Брахмы (Парабрама) — высшего духовного принципа и того мира, откуда исходит и с которым сливается сознание людей (в момент смерти), их индивидуальная душа (пробуждающая их жизнь).

Это — характерная для любой мифологии последовательность развития сознания (представленная в нашей книге "Астрология и мифология". На этих фазах развития монотеистического понимания останавливается Радхакришнан в своем двухтомном труде "Индийская философия" — где также дано подробное описание различных школ индуизма. (Поскольку Радхакришнан был президентом Индии: государства, дружественного СССР,— его труд оказался доступен русским читателям уже в советское время.)

Рассмотреть все философские школы индуизма, тесно слитые с религией индусов и часто оперирующие терминами ее главных и второстепенных божеств, не позволит объем этой работы. Можно лишь указать, что среди них есть и материалистические: обращенные к атомам бытия (локаята и вайшешика) — подобно тому, как были они в древней Греции или в древнем Китае, и остаются в научных направлениях нашей христианской культуры. Индийская культура обладает не меньшей полнотой, чем христианская.

БУДДИЗМ

"Сам себя побуждай, сам себя проверь.

Ибо ты сам себе господин, ты сам себе путь."

< Назад | Дальше >