Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Современные течения индуизма по-львовски предвосхищают близость земного рая, говоря о грядущем веке, который наступит вслед за ужасной эпохой Кали-юги. Он не будет наполнен страданием, которое довелось испытать герою Раме в противоборстве с силами зла. В нем не будет править демон Равана, похищающий из мира любовь и скрывающий жизнь-Ситу от наших глаз. В нем расцветет древо добродетелей — это ещё один образ индуизма, очень напоминающий каббалистическое древо сефирот, ветви которого являют качества людей и могут сопоставляться планетам Солнечной системы. Это те же глобальные архетипические характеристики, которые раскрывают образы древних мифов и которые воплощаются в самом человеке как качества его души. И ярче всего их открывает взгляду индуисткое многобожие.

МНОГОБОЖИЕ ИЛИ ЕДИНОБОЖИЕ?

Этого вопроса не возникает у тех, кто глубоко знаком с религией индусов. Она лучше всех прочих очерчивает многоаспектность божества, на чем мы и сделали акцент. Но в заключении стоит подчеркнуть, что современный индуизм — столь же монотеистическая религия, как и любая другая. С самой древности письменного ведического периода (датируемого 1500-600 гг. до н.э.) за множеством богов стоит единый Творец. Из него исходит первая эманация творения (зародыш божественного золотого света Хираньягарбха) и дальнейшие его персонификации, оставляя ему самому чисто духовное содержание.

Ключевой принцип индиуизма, позволящий понять эту религию с позиций монотеизма: атман=Брахману. Атман: душа=дух каждого – едина с невыразимым абсолютом (неизображаемым в храмах Брахмой). Так вода из океана в разных стаканах остается все той же водой. Поэтому божественная душа человека не подвержена страданию, а всегда лишь блаженствует (в отличие от понимания души у христианё). Нужно лишь найти в себе это божественное начало – и вы познаете Бога.

Несомненность индийского единобожия хорошо поняла уже Блаватская, век назад путешествуя по Индии. Она писала: "Дабы доказать наглядно, что все 330 миллионов богов Индии, взятые вместе, указывают на одного неведомого бога, постараюсь объясниться яснее. Для этого окажется достаточным привести одну из аллегорий-сказок древних браминов из Пуран...

Великий Раджа, пребывающий в вечности бесконечного пространства, желая дать средства людям познать его, выстроил из присущих ему качеств дворец над горой Меру. Но дворец этот, один конец которого упирался в правую, а другой в левую бесконечность, оказался столь обширным, что маленькие люди даже не догадывались о его существовании; для них дворец был небесной твердью, за которой в их понятии не было ничего... Тогда Великий Ражда, жалея людей, пожелал им открыть не в целости, а частями. Он разрушил дворец, и стал бросать на землю один кирпич за другим. Каждый из них превратился в бога...

Что такое в действительности Брама, Вишну, Шива? Тройной луч, прямо исходящий из "светила Вселенной": Свайамбува, т.е. силы, или духа, оживотворяющего материю, олицетворенную в Сарасвати, Лакшми и Кали; это три представления пракрити (материи), три богини трех богов. Эти три четы, синтезированные в Свайамбуве, "божестве непроявляющемся", суть символы, олицетворяющие невидимое присутствие его во всех явлениях природы. Словом, Брама и Сарасвати, Вишну и Лакшми, Шива и Кали представляют дух и материю с тройственным качеством созидания, сохранения и разрушения... Свайамбува — первая эманация или луч Парабрама, бескачественного божества, первое влияние духа его; он и есть тримурти, синтез трех духовных сил в соединении с тремя силами материальными. А из качеств этих трех пар родятся меньшие боги, представляющие в свою очередь качества наибольших богов.

< Назад | Дальше >