Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Последним ярким развиваемым образом индуизма становится образ Кришны — некогда пришедшего на землю ради восстановления справедливости и грядущего вновь в конце времен. Если Рама — воплощение Вишну в виде героя, то Кришна — его аватара в виде богочеловека, неслучайно именно его сравнивают с Христом. А заодно это и воплощение Шивы: его имя "черный" трактуется в том смысле, что он выпил яд, получившийся при добыче напитка бессмертия, и вобрал в себя зло мира. Как и ранее, Вишну спустился на землю, чтобы исправить непорядок; а когда дело было сделано, пал случайной жертвой от руки охотника, превратившись в оленя — еще раз подтвердив иллюзорность земного существования.

Соединив в себе два главных образа позднего индуизма: Шиву и Вишну, Кришна стал основателем вишнуитского направления, которое у нас выглядит как отдельная религия кришнаитов (хотя в Индии она неотделима от тысячелетних традиций). По сравнению с образом Рамы, в образе Кришны большую роль играет не сила воли, но энергия любви: так его свирель отличается от лука и стрел. Астрологически кришнаизм можно понять через знаки Тельца и Льва, для которых любовь — ключевое понятие. Правда, речь идет о любви чистой и возвышенной: какой в юности пастушок Кришна смог любить пятьдесят пастушек одновременно, причем каждая думала, что он — её возлюбленный, не покидающий её ни на миг.

Способность любить всех — один из секретов индуизма, которым нередко владеют люди-Раки. Такая способность была дана не только Кришне. Характерна эпическая легенда о том, как один подвижник на старости лет захотел жениться. Он пришел к царю, у которого было пятьдесят дочерей и попросил одну из них в жены. "Я не могу их принуждать,— сказал царь, огорченный просьбой отшельника,— но если какая из них согласится, отдам её тебе." Каково же было удивление царя, когда, по очереди поговорив с подвижником, все пятьдесят захотели выйти замуж за седовласого старца! Царь выстроил им пятьдесят домов и никогда не слышал от дочерей недовольства. А подвижника все жены упрекали лишь за то, что он много времени уделяет им — и, значит, мало — их сестрам. Насладившись супружеской жизнью, старец наставил всех жен на путь самосовершенствования.

Число 50 намекает на то, что архетипически здесь речь идет о "седом как лунь", т.е. Луна, Месяце — и 50-ти неделях года — фазах Луны, но это лишь подтверждает лунный идеал любви. Секрет умения одновременно быть рядом со всеми — в детской непосредственности Рака, проявляющего искренность естественного чувства, ведущего к любви на том глубоком уровне (Нептуна), который един для всех людей и всех объединяет. На самом деле люди требует совсем немного внимания к себе, чтобы чувствовать любовь,— но это внимание должно быть искренним и активным, неумирающим, и в этом тоже мастерство Рака, знака вечной молодости.

Астрологически, простота и яркость кришнаизма хорошо отражает солнечный знак Льва, как и Рак, стремящийся к детской радости, хотя Лев символизирует одновременно зрелое отношение к миру. Отражая всеохват, который является типичной чертой знака Льва, перевоплощающийся бог Вишну стремится раскрыть перед нами все аспекты божественного абсолюта. Религия Кришны наследует от индуизма внимание к природе и пантеистически обожествляет её, видя проявление божественного во всём. Это любовь отождествления со всеми живыми существами и восприятия внешних процессов живой природы как своих собственных, включая их в орбиту личного "я". Пример тому — популярная притча, где отшельник говорит женщине, предлагающей ему пищу: ты уже накормила меня, когда дала есть этой голодной собаке. Эти слова хорошо отражают покровительское отношение к миру Льва, царя зверей.

У нас кришнаизм обычно связывается с пением мантры "харе Кришна, харе Рама". Мантра считается самым простым путем приобщения к божественному в наш темный век кали-юги, когда преодолевать грубые потоки можно только сильным призывом к высшему, а достичь объединения — настройкой на самые универсальные вещи. "Харе" значит "небеса". Эта мантра, также как многие народные песни и танцы индусов, призывает Бога прийти как можно скорее.

Такой призыв сложно представить ежедневной молитвой не-экстремистски настроенного христианина или иудея, для которых Бог является прежде всего для того, чтобы судить и карать. Но индуизм абсолютизирует бесконечную силу любви, очищающую и смывающую грехи подобно тому, как неиссякаемая энергия Солнца, астрологического покровителя гривастого Льва, от избытка своего тепла исцеляет души и тела, наполняя их радостью жизни. Психологически цвет этой энергии — оранжевый, как одеяние вишнуитов. И хотя исторически — это нелюбимый и презираемый в жаркой Индии горячий цвет одежды преступников, в которую нарочно одевались аскеты, для общечеловеческой души он символизирует тепло любви.

Нашему слову "тепло" родственно индийское — "тапас", в академическом издании "Махабхараты" удачно переводимое словом "подвиг". Правда, русскому понятию подвига ближе образ "горения" — и в наших суровых условиях действительно нужно горение души, чтобы растопить любовью холод зла,— в мягкой Индии достаточно её постоянного тепла. Может, поэтому индуизм обходит стороной страдание, мобилизующее энергию экстремальной ситуации, и оттого не боится прихода Бога.

"Кришна грядёт!"— центральная идея бывшего у нас некоторое время популярным Университета раджа-йоги "Брахмакумарис". Это идея о том, что мы уже сейчас живем в переходный период между темной эрой Кали-югой и новым золотым веком, и нет лучше времени, чтобы изменить свою судьбу (и судьбу мира, насколько это, согласно индуизму, вообще в природе возможно). Это направление раджа-йоги, распространившееся у нас наряду с кришнаизмом, стремится пробудить в людях тот же позитивный и целительный жар любви. Его ритуальный отшельнический белый цвет (в Индии цвет траура и смерти, который не идёт смуглым индусам, но обожествляется белокурой Европой) в мире также является традиционным цветом Солнца и света, дарующего живую энергию духу и телу.

Различные направления тантра- и раджа-йоги используют практики дыхательной гимнастики и телесных поз, копирующих позы животных (известных из трудов Патанджали 1 века до н.э.). Ставя акцент на работе с телом, они отражают внимание знака Льва к природе и материи. Слово "йога" и отличается от слова "религия" акцентом на теле, хотя оба означают "связь". Задача Льва — достижение более высокого уровня существования, и физическое совершенствование служит этому. Цель телесных поз — асан йоги — управление органами тела при помощи сознания. Асаны активизируют железы, изменяя химический состав организма, а через это психическое и умственное состояние. Душевное и интеллектуальное здоровье тождественно телесному.

< Назад | Дальше >