Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Согласно логике архетипов, демон Равана не случайно имел виды на Ситу. Сита, чье имя значит "борозда", родилась из-под земли на вспаханном поле. В стране тогда был голод, и к царю явился отшельник, который дал ему дельный совет: взять плуг и начать пахать. Тогда из борозды появилась девочка удивительной красоты, а голод в стране прекратился. В мифологии разных народов новые всходы на поле часто сравниваются с молодой девушкой, и проблема, таким образом, решилась просто. Но эпос не ограничился забытой логикой древней мифологии, и царь не только туго набил закрома, а взял девочку к себе и воспитал как свою дочь. И тут как раз и появился демон Равана, чтобы эту логику напомнить. Осенью всходы ждет смерть: так в греческом мифе Плутон, бог подземного мира, похищает у матери-земли Деметры и берет в жены её дочь растительность-Персефону (архетип Девы). И бог чужого, потустороннего царства Равана — персонаж архетипа Плутона — конечно же, захотел забрать подросшую Ситу себе.

Но царь успел отдать её в жены Раме — достойнейшему из людей и сильнейшему из героев. Тот доказал свое право быть её мужем как лучший стрелок из лука (типичный сказочный сюжет). На храмах Рамы и сегодня можно видеть его атрибут — лук и стрелу, что соотносит его с архетипом громовержца-Юпитера, побеждающим бога подземного мира — архетип Плутона. И когда Равана всё же похитил Ситу, Раме сообщил об этом умирающий орел, раненный Раваной, когда он вступил с ним в битву прямо в воздухе, желая остановить колесницу. Орел — символ громовержца и архетипа Юпитера, и значит, самого Рамы. Чтобы возвратить супругу, герой направился в царство темных сил.

Разве этот общечеловеческий сюжет и сегодня не достоин внимания? На Западе психоанализ будет трактовать его как спуск в бессознательное, в царство смерти — нейкья. Сита предстанет душой, похищаемой силами невидимого мира, которую человеческая воля и дух, воплощаемая образом Рамы, должны вызволить из плена зла. Сколько страданий и невзгод приходится пережить Раме, теряющего все — и царство, и возлюбленную — из-за того, что он поклялся одолеть темные силы! Он навсегда жертвует своей высокой позицией ради этой борьбы, и Сита тоже доживет свои дни отшельницей. Это излюбленный сюжет индийского кинематографа, и, вероятно, любая современная индийская девочка — и не только индийская — с удовольствием нарядится Ситой, представляя, как её спасет Рама, которому она будет хранить верность во всех испытаниях.

А одним из самых почитаемых богов индусов до сих пор остается Хануман, без которого Раме пришлось бы трудновато. Это мудрый советник царя обезьян Сугривы, которому Рама на пути в Шри Ланку помогает отстоять трон. Он убедил обезьян помочь Раме и отправился послом к демону Раване. Взбешенный дерзостью обезьяннего бога, который выглядит наивным в своих притязаниях, Равана приказывает сковать его цепями и поджечь.

Но Хануман не так прост. Ведь он сын бога ветра и дыхания Ваю (почитаемого в Ведах). И он умеет летать по-воздуху: иначе бы он не добрался до Шри Ланки. Он наделён недюжинной силой: в младенчестве он по своей наивности чуть было не сожрал Солнце (можно вспомнить Гермеса, который едва родившись, украл быков у Аполлона, а двух из них тут же принёс в жертву: говоря попросту, съел). Архетипически Хануман ассоциируется с обезьяньей ловкостью нашего интеллекта — который в мифах всегда предстает богом-озорником, трюкачом (архетип Меркурия). И он не боится огня. Взиваясь в небеса, своим горящим хвостом Хануман поджигает дворцы Раваны. Царство темных сил вспыхивает ярким светом — и герою Раме не составляет уже труда одолеть их. Так воля преодолевает все препятствия и превозмогает сильнейшую силу, когда свет разума указывает ей путь.

Если при этом знать, что обезьяний бог Хануман вдобавок воплощает телесную природу человека, то за этой историей можно увидеть воистину глубокий религиозный смысл. Наше тело отправляется во власть темных сил материи, разум делает его посредником между материей и духом. Но даже попав в плен полной зависимости, оно — само — несет в себе силы, противостоящие чуждой духу воле зла. Тело помогает духу победить. В этой идее — одна из ярких особенностей индуистского мировоззрения: именно на ней основана йога.

Никакой миф не допускает однозначной трактовки, но очевидно, что история Рамы — от начала и до конца — построена на архетипических закономерностях. Потому это не просто сказка, а рассказ о судьбах мира — и один из главных духовных праздником индусов, дважды в год зажигающих огни и заново радующихся возвращению Ситы из плена в её прежней чистоте. Неминуемое торжество Рамы над всеми темными силами делает его богом и воплощением Творца. Воплощением Вишну иногда называется и Хануман: индусы молятся ему в невзгодах — и он помогает им, как помог Раме. В текстах Махабхараты этот мудрец излагает философию дхармы: мирового закона, который мыслится и законом нравственным.

ЭСХАТОЛОГИЯ И ВЕЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

< Назад | Дальше >