Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Но как созидатель форм Вишну воплощает красоту мира и даже предстает в женском облике (Мохини, т.е. “чаровницы”, соблазнившей асуров, чтобы напиток бессмертия достался богам. Шива был столь очарован красотой Вишну, что уговорил его превратиться в женщину снова и слился с ним в единое существо Харихару.). В отличие от прекрасного Вишну, в древнем образе Шивы-Рудры подчеркнута мужская ярость и сексуальность. Это сопоставляет Вишну архетипу Венеры (Тельца), а Шиву — архетипу Марса (Овна): наиболее новым мифологическим архетипам, составляющим гораздо более мирную оппозицию, чем извечно противоборствующие архетипы Стрельца и Скорпиона (Индры и Рудры). Любовь примиряет полярности внешнего и внутреннего, света и тьмы.

Вишну — молодой бог, в Ригведе его имя встречается всего два раза. Его воплощения возникли позже, проявляя способность Рака-Индии кооптировать в свой пантеон всех встреченных по дороге богов. Так на Бенгальском заливе воплощением Вишну считается местное доарийское божество Джаганатх: идол, похожий на полинезийских богов. Чтобы объяснить его внешний вид, подобный обрубку, индусы сочинили легенду. Человек заказал к празднику сделать изображение бога, но мастер не успел. Однако заказчик не хотел остаться в праздник без святыни, и взял то, что получилось. Растроганный его верой, Вишну явился ему даже и в таком обличье. Неслучайно ему сопоставляется гуна тамас, родственная нашему слову тьма и олицетворяющая материальное воплощение!

Воплощения Вишну стали фиксировать историю индуизма — и развитие мифологической мысли человечества в целом. Атрибут Вишну — раковина — напоминает о том, что созидаемая им жизнь когда-то родилась в воде — как и его жена Лакшми: богиня процветания и счастья. Первое воплощение Вишну — Рыба, спасшая первочеловека Ману во время потопа (что сопоставляется архетипу Рыб). Второе — черепаха, на которой возникла Земля (образ сотворения мира Водолея). Третье — вепрь, подрывший корни дерева, упершегося в небо (образ создания устойчивости Вселенной Козерога). Четвертое — лев Нарасингха, явившийся убить неправедного царя, которому Шива за аскетические подвиги дал такую власть, что его не могли убить никаким видом оружия ни человек, ни зверь; ни днем, ни ночью; ни на Земле, ни на Небе. Тогда владеющий всеми формами мира Вишну превратился в получеловека-полульва и в сумерки разодрал царя у себя на коленях. Это стрельцовский образ установления справедливости. Как видно, воплощения Вишну соответствуют логике развития мифологических архетипов в мировой культуре (обратному порядку знаков Зодиака: от Рыб к Овну).

Предпоследним воплощением Вишну считается Будда (или Христос). Десятым, последним — Калки-Кришна, который прийдет, чтобы уничтожить мир в конце времен. Так воплощения Вишну описывают историю творения от начала и до конца: как она предстает перед нами в древних мифах — и как до сих пор мыслит ее мировая религия.

Таким образом, творец Брахма воплощает закон: принцип и план существования. Всякая идея исходит от Брахмы. Разрушитель Шива символизирует энергию на ее реализацию, трансформирующую мир: динамику развития. Это хранитель всех сил, и какая бы сила не превозмогла другую, это сила Шивы. А созидатель Вишну воплощает сотворенные формы мира: статику разных фаз истории. В какой бы форме не предстал перед нами Бог, это будет Вишну. Можно сказать, что если Шива символизирует прошлое, а Брахма — настоящее религии, то Вишну — будущее: поскольку формы мира постоянно меняются. Такова логика позднего индуизма, подытоженная в таблице:

Брахма

Вишну

Шива

функция

< Назад | Дальше >