Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Семира "Психология религий"

Как высший закон, Брахма выступает объединяющим началом троицы позднего индуизма. Его символ — лебедь: птица, зимой летящая на юг, а летом — на север, обозначая закон чередования времен и равновесие жизни и смерти. Брахме принадлежит все знание о мире, а потому и наша сознательность. В мифе о сотворении он рождается из лотоса, вырастающего из пупа спящего Вишну, плавающего в вечности по мировому океану на спине змея Шешы (образ змея — ипостась Шивы). Своим рождением объединяя триаду богов, он творит мир. Так просыпается из небытия разум. Неслучайно Брахме сопоставляется гуна саттва: ясность — название которой родственно нашему слову свет.

В образе Брахмы культура и понимание законов мироздания оградили людей от произвола стихийных небесных сил-дэвов и асуров: древнейших "языческих" богов индуизма. Они возвысили человека перед ними. Но индуизм осознавал, что сама внутренняя энергия, дающая возможность человеку побеждать богов и быть независимым от внешних качеств мира, оставалась древней, природной, магической. Ею продолжал владеть самый могучий из богов — асур Рудра, яростный бог весенних гроз, сексуальных игрищ диких зверей и плодородия. И хоть был он демоном-асуром, но силой доказал свое право участвовать в жертвоприношении светлых богов, разметав их жертву и угрожая уничтожить все на свете, если они вздумают обходиться без него. А поскольку в лоне цивилизации его энергия становилась отчасти управляемой и приносила пользу человеку, он получил эпитет Шива — "благой, приносящий счастье". Шиве стали поклоняться те, кто взращивал в себе силу: йоги, пытавшиеся установить контроль над жизнью не извне, а изнутри, не с помощью культурных средств, а прямым путем, физически.

Так Шива дополнил Брахму, воплотив внутреннюю способность человека к трансформации (что астрологически соответствует знаку Скорпиона). Шиве сопоставляется гуна раджас — "страсть". Исполняя аскетические обеты, герои получают от него силу, дающую им власть даже над дэвами-богами. В этом по-новому реализуется противоборство богов и асуров (архетипов Юпитера и Плутона).

Если Брахма — сравнительно новый бог, то Шива наиболее древен из этой троицы: его энергия идет из глубины веков. Продолжая ряд богов первого типа, именно он доносит до наших дней древнейшее поклонение камням: образ шивалингама, изначально связанный с сексуальностью, стал символом его творческой преобразующей силы. Шивы ездит на могучем быке Нандине, олицетворяющем потенциал, и ему сопутствуют змеи, меняющие свою кожу, символизируя вечное обновление жизни. Его жена Парвати ("горная") — персонификация земли, воплощение богини-Матери. Танцем на груди убитого асура Шива разрушает и строит миры, и с силой его не может тягаться никто. Однажды Брахма и Вишну заспорили, кто сильнее, тогда перед ними возник огромный пылающий шивалингам. Лебедь-Брахма пытался взлететь до его вершины, Вишну, обернувшийся вепрем (одно из его воплощений), достать до основания — но цели они не достигли. Энергия Творца бесконечна, она исходит из бесконечности и устремляется в нее.

Как аскет, Шива живет на кладбищах и близок образу смерти, но одновременно он самый преданный хранитель материального мира. Когда Ганга падала с небес, угрожая разрушить Землю, Шива подхватил её себе на плечи. Шива защищает людей от разрушительных перемен. Он выпил яд калакуту, угрожавший отравить мир: который возник при перемешивании мирового океана, когда боги добывали из него напиток бессмертия.

На новых храмах символ Шивы — ом, звук постоянного творения, всегда присутствующий во всем. Он замещает более древний его атрибут — трезубец: неизменный атрибут бродячих йогов. Для западного взгляда трезубец Шивы делает его похожим на Нептуна. Однако сексуальная символика сближает его не с морскими, а с подземными водами и энергией недр Плутона. В любом случае символика трезубца может напомнить нам о третьей, невидимой власти за гранью этого мира, за пределами Неба и Земли, которая вызывает к жизни даже то, чего еще не было и быть не может. Способность к регенерации делает Шиву целителем и чудотворцем.

Для индийской культуры не было секрета в том, что бог воплощается не только в камне, забытом Шивой в пещере отшельника, но в каждом человеке. Его сила может быть проявлена в любом объекте: ведь формы мира постоянно меняются, но Бог пребывает всегда. Эту идею манифестации Бога в индуистском пантеоне воплотил образ перевоплощений Вишну.

Вишну — младший партнер громовержца Индры, некогда могучего царя богов: обладавшего явной властью над миром, в отличие от скрытой власти Шивы (и астрологически соответствовавшего архетипу Стрельца). Как и Индра, Вишну живет на горе и царствует в мире, глядя на него с высоты. Он летает по небу на орле Гаруде — царственной птице многих древних громовержцев. Как прежде царь богов, Вишну вершит законностью. Так у Брахмы было пять лиц — он глядел одновременно на все четыре стороны и вверх, а после творения осталось лишь четыре. Когда, создав в мире пары противоположностей, он разделился на мужскую и женскую половину и утратил первоначальную целостность, рассерженный этим Вишну отрубил ему пятую голову — позаимствовав оружие у своего предшественника Индры.

< Назад | Дальше >